Процесс нанесения тест образца. Факторы. Советы.

Эмали с алюминиевым зерном очень подвержены влиянию на конечный результат способа и условий нанесения. Примитивно это влияние можно описать следующим образом: чем глубже в слое покрытия утонет зерно, тем более темным окажется этот слой. В свою очередь, глубина «залегания» зерна определяется тем временем, за которое растворитель испаряется из слоя лакокрасочного покрытия (ЛКП): чем медленнее испаряется растворитель, тем большее время слой остается жидким, а значит, тем глубже в жидком слое успеет утонуть зерно.

Таким образом, влияние всех возможных внешних факторов на оттенок метализированного покрытия определяется исключительно тем влиянием, которые они оказывают на время испарения растворителя из слоя ЛКП. Опишем некоторые из таких факторов.

1. Температура окружающего воздуха.
С ростом температуры скорость испарения растворителя возрастает. Значит, за более короткое время зерно успеет утонуть на небольшую глубину, что приведет к более светлому оттенку эмали.

2. Толщина наносимого слоя.
Карточки Colormaster’а выполнены в соответствии с технологией нанесения металлизированных эмалей R-M, а именно: два кроющих слоя и третий – средней толщины, не сухой, но и не очень жирный. Таким образом, чтобы получаемое покрытие не имело оттенков по сравнению с выбранной карточкой, необходимо наносить ЛКП точно так же.

Если же слой получился, например, более жирным, то и растворителя в нем больше. Это значит, что испаряться он будет большее время, а зерно металлика утонет глубже. Общий оттенок покрытия будет более темным.

3. Вид растворителя.
Растворители для металлизированных покрытий подобраны таким образом, чтобы за время их испарения зерна алюминия «залегли» на положенную, стандартную глубину. В случае замены растворителя на, например, более быстрый, покрытие приобретет более светлый оттенок. Думается, излишним будет замечание о том, что использование дешевого отечественного растворителя в фирменных базах – это 100%-ая гарантия несоответствия получаемого оттенка искомому.

4. Расстояние от предмета окраски до окрасочного пистолета.
Прежде всего необходимо отметить, что при окраске растворитель испаряется не только с окрашенной поверхности. Большая его часть «уходит» из лакокрасочного материала во время нанесения, т.е. из окрасочного факела.

Таким образом, при увеличении расстояния от пистолета до окрашиваемой плоскости большая часть растворителя распыляется, не попав на поверхность. Значит, в слое его останется меньше, он испарится быстрее, зерно останется в слое выше, и покрытие будет выглядеть светлее.

5. Давление распыления.
При большем, чем положено по инструкции к пистолету, давлении воздух, создающий окрасочный факел, «выбивает» из материала большее количество растворителя. Значит, на окрашенной поверхности его останется меньше, он испарится быстрее, а покрытие будет светлее.

Любые другие внешние факторы абсолютно так же, как и описанные выше должны рассматриваться сквозь призму их влияния на скорость испарения растворителя и глубину залегания зерна металлика.

Факторы

Больше

Меньше

1. Температура окружающего воздуха.

Светлее

Темнее

2. Толщина наносимого слоя.

Темнее

Светлее

3. Вид растворителя.

Медленный – темнее

Быстрый – светлее

4. Расстояние от предмета окраски до окрасочного пистолета.

Светлее

Темнее

5. Давление распыления.

Светлее

Темнее


При нормальном разложении зерна глаз улавливает и цвет покрытия, за который отвечают находящиеся в слое цветовые пигменты, и зерно, равномерно распределенное по слою. Если зерно осталась в верхних слоях покрытия, закрыв собой цветовые пигменты, то глаз видит лишь отраженный зерном свет, что делает восприятие ЛКП как более светлого. Глубоко утонувшее зерно практически не отражает падающего на него света, будучи закрытым цветовыми пигментами. Общий оттенок покрытия более темный.

Советы колористУ

Совет первый.
Касается освещения.

Любой мало-мальски опытный колорист знает, что подбор цвета кузова автомобиля необходимо производить при естественном дневном освещении, т.е. в тех условиях, в которых автомобиль эксплуатируется. Но что делать, когда в зимнее время уже после трех часов дня «естественное» освещение становится вовсе не «естественным», а в условиях сумерек ни о каком подборе цвета и речи быть не может? Остается одно: пробовать работать при искусственных источниках света. Часто в таких случаях мы сталкиваемся с эффектом метамерии. Метамерия – это явление, при котором цвета, совпадающие при одном освещении, оказываются совершенно разными при другом. Это значит, что идеально подобранная при лампочке накаливания краска может быть совершенно иной в условиях солнечного освещения.
При возникновении подобных проблем необходимо использовать различные, изолированные друг от друга источники света: например, люминесцентный светильник и лампу накаливания. Оба эти источника света дают различные спектры излучаемого света, взаимодополняющие друг друга по отношению к солнечному. Если образец не отличается от оригинала под обоими источниками света, то существует большая вероятность того, что и в условиях естественного освещения он отличаться не будет. Если под лампой накаливания образец не отличается от оригинала, а под люминесцентным светильником отличия видны, то и при дневном свете разница цветов будет заметна.

Совет второй.

О том, что влияет на нюансы.

  1. Если карточка Colormaster’а лежит под углом по отношению к плоскости, цвет которой необходимо подобрать, то как бы ни совпадал цвет карточки с цветом плоскости, мы этого не увидим. Нам будет казаться, что цвета различны. Карточка Colormaster’а должна обязательно рассматриваться под тем же углом, что и плоскость образца.
  2. Глянец на карточке Colormaster’а должен быть точно таким же, что и на подбираемом нами образце цвета. Если образец матовый, а карточка глянцевая, то правильных выводов о цвете сделать невозможно. Тщательно полируйте поверхность, прежде чем начать подбор цвета.
  3. Одежда колориста должна быть серого, нейтрального цвета. Яркие цвета одежды будут отражаться от плоскости, цвет которой он подбирает, и впечатление о цвете будут обманчивыми.
  4. Первые выводы о совпадении карточки Colormaster’а с образцом цвета – самые правильные. Если долго вглядываться, сравнивая различные образцы, то глаза устают, и колорист может сделать ложные выводы. В ситуации, когда трудно сделать вывод о том, чем именно отличается карточка от образца, лучше отвлечься, дать глазам минутный отдых, а затем снова попытаться проанализировать цвета. Как правило, через несколько минут мы снова легко видим малейшую разницу в оттенках.
  5. На ярком солнце мы видим только структуру эмали металлик или перламутр, сам же цвет нам не виден из-за сильного потока света, отражаемого от алюминиевого (перламутрового) зерна. Поэтому рекомендуется смотреть на цвет в полутени, где свет более рассеян, однако вдали от ярко окрашенных объектов, не под деревьями, которые могут повлиять на цветовосприятие.

Совет третий.
Стоит ли заниматься колеровкой?

Прежде чем делать поспешные выводы о необходимости колеровки рецепта карточки Colormaster’а, внимательно, и может быть уже в сотый раз, проверьте, а не стоит ли рядом с этой карточкой в картотеке более подходящая. Расскажите клиенту о существовании техники переходов. Определитесь, в конце концов, для чего вы сможете использовать испорченную краску. И только в случае, когда другого выхода у вас нет, приступайте к колеровке.
Самое главное правило при колеровке рецепта состоит в том, что карточку Colormaster’а необходимо подбирать таким образом, чтобы она отличалась от образца только по одному из параметров цвета: яркости, чистоте или цветовому оттенку. Затем стоит проанализировать цветовую формулу этой карточки: какие из пигментов влияют на рассматриваемый параметр. Третьим шагом становится определение количественного изменения пропорций формулы. И только затем стоит браться за само приготовление нового цвета.
Рассмотрим пример. Допустим, наиболее подходящей для приготовления эмали является карточка Colormaster’а 4501А. Распишем рецептуру (при этом компоненты должны быть приведены в абсолютных весах) с указанием влияния каждого из компонентов на цвет эмали. При этом удобнее руководствоваться цветовой призмой.

Colormaster S1. Карточка 4501А.

SC 01 – 93,1 – технологическая составляющая, не влияет на цвет;
SC 54 – 52,5 – влияет на цветовой оттенок (зеленый);
SC 46 – 95,3 – влияет на цветовой оттенок (синий);
SC 90 – 140,9 – влияет на яркость;
SC 10 – 149,3 – технологическая составляющая, не влияет на цвет;
SC 25 – 508,5 – влияет на чистоту.

Изменяя пропорции добавления того или иного пигмента, мы можем повлиять на тот параметр, за который этот пигмент отвечает. Например, для придания большей чистоты этому цвету необходимо уменьшить долю пигмента SC25 в рецептуре.