Пропадающие небольшие пузырьки на окрашенных деталях

Практически в любом случае только химический анализ может сравнительно точно указать на причину образования подобного дефекта. Однако о некоторых из них можно порассуждать.

Чаще всего внутри таких пузырьков – растворитель или вода, значительно реже – жир или силикон. Принято считать, что наличие жиров на поверхности ведет к образованию кратеров – это действительно так. Однако в некоторых случаях они могут стать и причиной пузырьков.

Основная же причина подобного дефекта – некачественная очистка поверхности перед окраской. Другими словами, вода (жир, силикон, растворы солей и т.д.) закрывается слоем лакокрасочного материала, а позже, под воздействием внешних факторов (чаще всего – повышенной влажности) проявляется на поверхности в виде пузырьков.

Очень часто мастер не принимает обвинений в некачественной очистке поверхности перед окраской. И он по-своему прав. Однако причина образования пузырьков – внешняя. Влага на поверхности может появляться даже из воздуха, уже после окончательного обезжиривания при относительной влажности в окрасочной камере выше 80-90%. Тем более, когда прохладный элемент (кузов автомобиля) подают в разогретую камеру. Выпадение мелких частиц конденсата на металл – дело лишь нескольких минут. А много ли в наших условиях окрасочных камер с системами осушки подаваемого воздуха? Вопрос, думается, риторический.

Загрязненные воздуховоды и фильтры сжатого воздуха – еще один источник указанного дефекта. Здесь механизм проявления дефекта очевиден и аналогичен предыдущему.

На одном, очень «серьезном» сервисе удалось избавиться от подобных пузырьков с переходом на шлифование грунт-подклада с «мокрой» технологии на «сухую». Их источником в данном случае была загрязненная солями водопроводная вода.

В некоторых случаях, как указывалось выше, источником пузырька может стать частица растворителя, замкнутого в слое лакокрасочного покрытия. Дело в том, что при растворении лакокрасочных материалов до нужной консистенции в условиях мастерской используются легкие растворители (так называемые «разбавители»). Они испаряются из слоя достаточно быстро, например, из слоя 20 мкм – около 5 минут. Но в заводских упаковках все материалы находятся в уже растворенном состоянии, в их состав входят несколько иные растворители – более тяжелые.

Иногда мастер по некоторым причинам (например, при окраске слабоукрывистым цветом) старается положить более толстый слой, чтобы перекрыть очаги грунтования. Однако не всегда увеличение толщины слоя сопровождается соответствующим увеличением времени межслойной сушки. Тогда тяжелые растворители не успевают выйти на поверхность и оставляют «на память о себе» на покрытии дефект в виде пузырьков. (Кстати, на время межслойной сушки, а значит, и на опасность образования пузырьков, влияют и температура, и влажность окружающего воздуха – помните об этом.)

Еще одной причиной возникновения мелких пузырьков может стать использование в акриловых материалах (чаще всего – в грунт-подкладах) нитро-растворителей. Этот химически очень агрессивный материал как бы «поджигает» частички пигмента (наполнителя) в грунте. Позже, напитавшись растворителем или водой при шлифовании, каждая такая частица становится источником указанного дефекта.

Итак, для исключения образования пузырьков следует:

  1. оборудовать воздуховоды питающего воздуха системами очистки и следить за их работоспособностью;
  2. производить тщательное обезжиривание и обеспыливание окрашиваемой поверхности непосредственно перед проведением окрасочных работ;
  3. обеспечить чистоту воды, используемой для шлифования по мокрому;
  4. при возможности использовать технологию шлифования по сухому;
  5. даже при шлифовании по мокрому перед нанесением покровной эмали обработать деталь серым абразивным войлоком SiavliesK800 – это поможет удалить некоторые из загрязнений, способных привести к образованию пузырьков;

придерживаться рекомендуемых производителем лакокрасочных материалов условий их нанесения