Снятие старого покрытия с помощью абразивов фирмы "SIA"

На сегодняшний день наиболее эффективным способом удаления старого ЛКП является механический способ, то есть шлифование. Почему для этого не годятся различного рода "смывки"? Во-первых, агрессивный химический состав этих жидкостей не позволяет с уверенностью говорить о том, что нам удастся полностью удалить их после применения. А значит нет никакой гарантии, что наше новое покрытие не получит таким образом совсем нежелательных дефектов (химия есть химия). Во-вторых, современные шлифовальные материалы и технологии позволяют сделать ту же работу совершенно без риска, при этом вовсе не проигрывая во времени. Особенно, если сделан правильный выбор материала и технологии.

Обрабатываемые поверхности можно условно разделить на следующие виды:

  • поверхности, покрытые стандартным слоем покровной эмали с небольшими дефектами (вмятины, царапины);
  • предварительно подвергшиеся ремонту (т.е. имеющие, помимо покровной эмали, слои шпатлевочных масс, ремонтных грунтов);
  • имеющие очаги коррозии, небольшие неровности;
  • поверхности порогов и других частей автомобиля с нанесенными антигравийными покрытиями;
  • сварные швы.

Поверхности с небольшими дефектами

Наиболее простой вид работ. Для удаления небольших дефектов на лакокрасочных поверхностях рекомендуется воспользоваться обычной шлифовальной машинкой ротационно-вибрационного действия с ходом эксцентрика 6-10 мм и твердым шлифовальным диском, градация от Р40 до Р240. Скорость работ – до 10 000 об./мин.

Так же эффективно удаляет слои лакокрасочного покрытия специальный материал – круги scm (причем не только при работе на небольших дефектах, но и при удалении толстых слоев ЛКП – см. следующий подраздел). Их основное достоинство – уникальная структура материала, похожего на сверхпрочный войлок, который почти не забивается частицами снимаемого покрытия. Кроме того, круги SCM практически не оставляют следов на металле. Это позволяет исключить операцию перешлифовывания металла абразивами более мелких градаций во избежание усадки нанесенных впоследствии слоев. Используемая градация - К60, К100 и К150; скорость работы угловой шлифовальной машинкой - максимум 8 500 об./мин.

Предварительно ремонтированные поверхности

Особенностью работы на таких элементах является необходимость удаления старых слоев шпатлевочной массы. Причем делать это необходимо даже в том случае, если никаких визуальных причин для их удаления не наблюдается. Ведь в результате аварии после деформации всего элемента эластичный металл мог потерять сцепление с неэластичной шпатлевочной массой.

Любому, кто хоть раз пытался «срезать» толстый слой шпатлевки вручную, станет ясно, что рекомендовать такой изуверский способ работы мы не будем. Наиболее эффективным способом удаления больших слоев старого покрытия является, безусловно, машинное шлифование. Рекомендуемым оборудованием для выполнения этого вида работ является зачистная машинка. В качестве приспособления наибольшее распространение получили фибровые круги Siamet градации Р24-Р80. Это очень агрессивный материал, поэтому производительность работы им высока. Вместе с тем необходимо помнить, что пользоваться им следует с осторожностью, чтобы не оставить на поверхности металла глубоких рисок. Скорость работы угловой шлифовальной машинкой при работе фиброй – 5 000 - 13 000 об./мин.

С недавнего времени в предложении фирмы SIA появились новые фибровые круги с креплением на "липучке" Siatop. Новая фибра сохранила все преимущества старой, но из-за способа крепления теперь возможно использовать ее на одном и том же диске, что и круги SCM, о которых речь шла выше. Единственное ограничение: из-за указанного способа крепления (чтобы на краях кругов "липучка" не подгорала) скорость работ должна быть ограничена 6 000 об./мин.

Еще одним приспособлением для быстрого снятия больших слоев лакокрасочных материалов является зачистной лепестковый диск Siaflap. Благодаря тому, что лепестки наждачной бумаги наклеены на нем один на другой, срок службы его увеличен более чем в 6 раз по сравнению с обычными шлифовальными кругами. Различные виды диска предполагают работу как всей его плоскостью, так и под углом. В последнем случае появляется возможность выполнять работы с большей производительностью, а также на небольших поверхностях. Крепится диск на пневматическую зачистную машинку или электрическую машинку (т.н. «болгарку»); скорость работ – до 13 300 об./мин. – для дисков диаметром 115 мм и 8 600 об./мин. – для 180 мм.

Поверхности с очагами коррозии

Для быстрой и эффективной работы на таких поверхностях следует воспользоваться тем же оборудованием, которое было описано в предыдущем подразделе: при возможности применения пневмооборудования лучше обратиться к машинкам Rodcraft 7166, Dynabrade 52515 (или 50347 / 50349), при электрическом питании – машинкам типа «болгарки» или Festo RAS 115. Однако в зависимости от качества обрабатываемых поверхностей применяемые приспособления должны отличаться.

Так, в случае сквозной коррозии лучше всего применить фибровые или лепестковые круги, описанные выше. Эти приспособления обеспечат быстрое удаление очагов коррозии на больших поверхностях. В случае, если после работы этими агрессивными материалами на поверхности остались небольшие поры ржавчины, можно воспользоваться кругами SCM, которые обеспечат удаление ржавчины из небольших углублений и пор.

Однако зачастую ржавчина появляется на кузове в достаточно сложных для обработки, труднодоступных местах. И тогда на помощь придут другие приспособления SIA.

В случае обработки краев капота, дверей или крышки багажника, углублений на кузове можно воспользоваться отрезным диском Siawheel, который может быть установлен на осевую отрезную машинку Rodcraft 7190. Понятно, что основным предназначением этого приспособления является резка металлических элементов кузова, однако при соблюдении осторожности его можно использовать для очень быстрого и агрессивного удаления очагов коррозии, прежде всего – в труднодоступных местах.

Для работы в труднодоступных местах можно порекомендовать также шлифовальный валик Spiraband, установленный на специальную малогабаритную осевую шлифовальную машинку Rodcraft 7045. Небольшие размеры машинки и приспособления (валик – 30 х 30 мм), размер абразива (от Р36 до Р120), а также высокая скорость работ (до 23 000 об./мин.) обеспечат хороший доступ и быстрое качественное удаление ржавчины на порогах, кромках, в углублениях и т.д.

Для тех же целей служат шлифовальные кружки SiametX(устанавливаются на угловую машинку Rodcraft 7100 RE). Кромки дверей, капота, крышки багажника и другие «узкие» места будут обработаны этими приспособлениями быстро и качественно.

Поверхности с антигравийными покрытиями

Известная проблема многих кузовных участков – снятие так называемого "барашка" – антикоррозийного покрытия из синтетического каучука для порогов автомобилей. Практически любой шлифовальный материал очень быстро забивается частицами этой резины. Используемые до недавнего времени для этих целей круги SCM спасали часто, но не всегда. Именно поэтому в предложении фирмы SIA появился новый абразивный материал – круги Siastrip градации Р40. Их структура наиболее подходит для быстрого и эффективного удаления старого антигравийного покрытия. Кроме того, форма этих кругов и их размеры (диаметры 100, 150 и 200 мм) позволяют выполнять шлифовальные работы в наиболее труднодоступных местах. Работа осуществляется торцевой поверхностью круга при помощи осевой машинки Rodcraft 7040. При этом предельная скорость работ – не более 6 500 об./мин. (оптимально – 3 500).

Разновидностью кругов Siastrip являются диски Sia-powerstrip, на которые рабочий материал нанесен по окружности. Благодаря такой конструкции, работы по удалению старого покрытия можно производить быстро и на больших поверхностях. Работа может вестись при помощи зачистной машинки.

Сварные швы

Необходимость зачистки сварных швов обусловлена, во-первых, стремлением снять окалину, образовавшуюся на поверхности шва. Дело в том, что ни один из применяемых в настоящее время лакокрасочных материалов не имеет адгезии к этому образованию. Во-вторых, практика «вваривания» новых элементов кузова взамен поврежденных требует удаления шва в местах соединения для минимизации шпатлевочных работ в этих местах.

Учитывая, что обрабатываемая при этом площадь небольшая, наиболее подходящим для проведения этих работ приспособлением следует считать кружки Siamet X, диаметр которых – 50 или 75 мм. Однако необходимо особое внимание уделять усилию, прилагаемому к машинке. Ведь при слишком сильном разогреве металла он снова покрывается окалиной, что нарушит адгезию наносимых поверх ЛКП.

Кроме указанного выше, для удаления сварных швов можно также использовать уже описанные приспособления:

  • валики Spiraband;
  • фибровые круги Siamet и Siatop;
  • отрезные круги Siawheel;
  • лепестковые диски Siaflap.

Прочие работы

Наверняка многие работники кузовных цехов сталкивались с еще одной проблемой: удаление с ремонтируемых поверхностей липких декоративных лент. И если с творчеством местных умельцев еще кое-как удается справиться (прежде всего – из-за низкого качества продаваемых у нас лент), то ленты, наклеенные "за Бугом", держатся намертво.

Здесь в ход идут разные ухищрения – от простого соскабливания до использования паяльных ламп. Однако производительность такого процесса не самая высокая. С резиновыми кругами у мастеров появилась возможность быстро и просто справиться с этой проблемой. Теперь старые декоративные ленты будут удалены с поверхностей в считанные минуты и без запаха жженой резины (круги часто обладают приятной отдушкой). Рабочая скорость торцевой машинки – до 4 000 об./мин. Однако следует соблюдать осторожность: слишком большое усилие приведет к перегреву лакокрасочного покрытия.