Вопрос-Ответ

– Иногда при частичной покраске элемента серебристым металликом с крупным алюминиевым зерном не удается избежать видимой границы перехода.

– Прежде всего, стоит отметить, что рецептуры эмалей серебристых металликов почти не содержат цветовых пигментов: цвет состоит, по сути, из одного только алюминиевого зерна. Иными словами, при частичной покраске таким цветом мастер должен выполнить переход не на цвете, а на зерне.
Какие при этом могут встретиться трудности?
Основная проблема – это напыление крупных зерен металлика на значительно большую, чем зона покраски, площадь. При малом размере зерна и меньшем его количестве в краске это не вызывает никаких проблем на покрытии. Но крупные единичные зерна, упав рядом с покрашенной зоной, блестят, как звезды на ночном небе, выдавая этим сам факт произведенного на элементе ремонта.
Как этого избежать? По технологии устранения перехода на металлике, до нанесения краски поверхность необходимо покрыть плотным слоем контактной смеси, приготовленной из пигмента ВС100 и растворителя ВС020 в пропорции 1:1. Этим слоем можно не покрывать всю поверхность ремонтируемого элемента, но зону ремонта и зону перехода он должен перекрывать с запасом.
После нанесения и сушки слоя контактной смеси, без тщательной мойки пистолета (достаточно слить остатки смеси, нажав спусковой крючок) залейте в бачок краску. Нанесите три слоя металлика, расширяя с каждым последующим слоем зону нанесения. Помните, что третий слой должен быть «полумокрым» – для равномерного разложения зерна, как при обычной покраске.
При этом следует помнить нашу основную проблему – сухо упавшее за зону перехода крупное зерно. Поэтому, во-первых, для уменьшения распыла рекомендуется несколько уменьшить давление на пистолете (например, для пистолета DeVILBISS GTi – до 1 атм. на входе).
Во-вторых, после высыхания каждого слоя можно удалять «лишние» зерна металлика с неокрашиваемой зоны элемента с помощью антистатической салфетки Staub Stop. Делать это необходимо очень осторожно, чтобы не испортить свежий еще слой краски.
Ну и, в-третьих, не наносите последующие слои, состоящие из контактной смеси и краски в пропорции 5:1, как это рекомендуется для стандартного ремонта. Ведь вы помните, что серебристый металлик состоит, в основном, из зерна, и указанная смесь снова создаст видимый эффект единичных блестящих зерен, с чем мы до сих пор успешно боролись.
Нанесите бесцветный лак.

Вопрос. Возможно ли сделать качественную подкраску трехслойного перламутра?

Сначала хотелось бы разделить сам вопрос на две важные составляющие. Во-первых, в основе трехслойного покрытия лежит грунтовый базовый слой, поверх которого нанесены цветовой слой базовой краски и прозрачный покровный лак. Как правило, это покрытие имеет эффект перламутра, основные компоненты которого расположены во втором слое. Во-вторых, этот слой обладает высокой прозрачностью - под ним мы «немного видим» грунтовый слой. Это придает особый визуальный эффект «трехслойке», но создает сложности при подкраске.

Иными словами, проблему можно сформулировать так. Если под перламутром виден грунтовый слой, то заметна будет и его граница при подкраске. Попытка укрыть ее дополнительными слоями базовой краски иногда дает положительный результат, но значительно изменяет оттенок эмали. А это недопустимо.

Выполнить качественный переход на трехслойном покрытии позволяет несложный метод подкраски, разработанный специалистами R-M. Но, прежде чем описать его, мы должны предупредить наших читателей, что рекомендован он только для компонентов DIAMONT, где грунтовый и цветовой базовые слои готовятся в одной системе смол.

  • Нанесите 2 базовых грунтовых слоя до перекрытия грунта-подклада.

Сделать это несложно – грунтовый слой всегда обладает высокой укрывающей способностью.

  • Постепенно расширяя зону подкраски, нанесите 1-2 слоя смеси, состоящей из грунтовой и цветовой перламутровой базовых красок, смешанных в одинаковой пропорции. Это оригинальное решение позволяет максимально приблизить оттенок грунтового базового слоя к перламутровому и таким образом сделать невидимой его границу.
  • Сделайте плавный распыл двух слоев перламутра, расширяя зону

подкраски, затем перекрыть элемент прозрачным лаком полностью или воспользоваться UNO SPOT 80.

Напоминаем так же о рекомендованной во всей технической литературе необходимости добавления в грунтовый базовый слой 5% отвердителя Н 9000.

Вопрос. Некоторые автомобили окрашены автоэмалями, которые создают проблемы при их грунтовании или перекраске: нет достаточной адгезии, грунт наносится с большим количеством пропусков, напоминающих кратеры и т.п. Есть ли материал, позволяющий избежать этих проблем?

Причина отсутствия адгезии указанных материалов заключается в несовместимости ремонтной автоэмали и определенных современных заводских покрытий. Объясняется она особенностями химического состава прозрачных лаков, основанных на специфических экологически чистых смолах, применяемых в серийном производстве на конвейерах многих автоконцернов.

Материал, позволяющий выполнять ремонты на таких красках, в системе R-M есть – это прозрачный полиуретановый лак CHRONOTOP. Его высокие адгезионные свойства дают возможность применять лак в качестве грунта. Если ремонтируемая поверхность нуждается в шпатлевании (и, разумеется, использовании затем в технологической цепочке грунта-наполнителя), то лак CHRONOTOP наносится одним тонким слоем в версии с 50%
растворителя. Для перекраски элемента рекомендуем нанести 2 слоя лака в версии с 25-30% растворителя, высушить его, перешлифовать и нанести покровную эмаль.

Хотелось бы напомнить об основных характеристиках лака CHRONOTOP. Прежде всего, это быстросохнущий полиуретановый лак. Время его полимеризации в 2.5 раза выше других прозрачных лаков. Он идеально подходит для покраски нескольких или отдельно расположенных кузовных элементов, работе при низких температурах, срочных ремонтах.
Высокие адгезионные свойства CHRONOTOP позволяют при частичной подкраске элемента делать невидимой границу перехода по лаку иногда даже без использования
UNO SPOT 80.

Вопрос.Ремонтные кузовные элементы чаще всего покрываются черным транспортировочным грунтом. Что с ним делать? Перекрывать грунтом-наполнителем или предварительно полностью удалять?


Не удалять т.н. «черный» грунт можно только в том случае, если деталь вы купили в фирменном салоне, а значит, в качестве ее грунтовочного материала вы полностью уверены. Черного цвета покрытие на новых элементах заслуживающих доверие производителей представляет собой, как правило, антикоррозионный грунт, нанесенный катафорезом посредством погружения. В этом случае произведите матование поверхности (например, войлоком K 320), нанесите адгезионный грунт или грунт-наполнитель и далее – покровную эмаль. Если тонкий слой черного грунта был протерт до голого металла (а это обязательно случается) – предварительно нанесите на эти места антикоррозионный грунт Euroxy, Eurofill или Akromax 2.
Большинство же штампованных кузовных элементов отечественных производителей или очень популярный «Made in Taiwan» для эстетического восприятия обрабатываются черной краской чуть ли не из аэрозольных баллончиков. Такой материал не имеет адгезии к металлу, не несет собой антикоррозийную защиту и для первого слоя вашего будущего лакокрасочного покрытия абсолютно не подходит. Его следует обязательно удалить.
Доля того же, чтобы отличить качественный черный грунт от дешевой подделки необходимо провести несложный тест на его адгезионные свойства (как это сделать, вы найдете в ответе на следующий вопрос). Однако чаще всего эти покрытия не выдерживают даже гораздо более простой и дешевый тест: намочите ветошь растворителем и оставьте ее на поверхности на 5 минут. Если покрытие подрастворилось – удаляйте его, не задумываясь.

Вопрос.Почему при нанесении на край краски или прозрачного лака UNO SPOT 80 при частичном ремонте, поверхность покрывается большим числом мельчайших дефектов, похожих на микро-соринки? При последующей шлифовке и полировке они исчезают, но почему они появляются?

Вероятнее всего, растворитель для переходов UNO SPOT 80 наливался в бачок окрасочного пистолета с незначительными остатками краски или прозрачного лака. Появившиеся в этом случае микро-соринки представляют собой продукт быстрого реагирования агрессивной фракции большого количества растворителя для переходов и малой доли смолы покровной эмали. При значительных пропорциях смешивания UNO SPOT 80 и краски или прозрачного лака, например, в версии подкраски 5:1, подобного не происходит.
Поэтому, возвращаясь к сути вопроса, после нанесения покровной эмали промойте окрасочный пистолет, залейте в бачок UNO SPOT 80, смешанный с рекомендованными в технической литературе 2-мя процентами отвердителя Н 9000, и нанесите на место рассмотренной проблемы не возникнет.

Вопрос.Отчего образуются облака на капоте?

Мы могли бы, конечно, отредактировать этот вопрос, поставить его более корректно. Но именно в такой форме он задается чаще любых других.
Указанный дефект бывает наиболее выражен при окраске больших плоскостей светлыми серебристыми «металликами». Причин его появления может быть несколько, но основные из них так или иначе связаны с недостатком растворителя в слое нанесенной на окрашиваемую поверхность базовой краске. Частицы алюминия при этом располагаются неравномерно по всей плоскости. И, как следствие, окрашенный элемент обладает неравномерным оптическим эффектом – мы видим «облака». В свою очередь, недостаток растворителя в слое «металлика» может объясняться следующими факторами:

  • использование несоответствующего температурным режимам окраски растворителя;
  • использование несоответствующего системе красок растворителя других производителей;
  • отклонения от рекомендованных режимов нанесения базовой краски. В свою очередь, это
  • слишком тонкие или «сухие» слои «металлика»;
  • значительное превышение рекомендованного давления распыления;
  • большое расстояние от пульверизатора до окрашиваемой поверхности.

Короткая пауза между слоями базовой краски и перед нанесением прозрачного лака тоже может послужить поводом для «облачности». Чаще это наблюдается при низких температурных режимах окраски, когда происходит смешивание в слое невысохшего «металлика» и бесцветного лака.
В рамках литературного описания трудно объяснить читателю, как правильно и без «облаков» наносить базовую краску на капоты. Показывать надо. Но исключить некоторые из указанных пунктов вполне просто.
Положительный результат даст внимательное отношение к рекомендациям по применению материалов: пропорции их приготовления, выбор растворителей, режимы нанесения и т.п. Использование вместо конвенциональных окрасочных пистолетов пульверизаторов более прогрессивных систем HVLP и LVLP также значительно снизит риск образования рассматриваемого дефекта. Низкое давление на выходе у таких краскопультов значительно уменьшает испаряемость растворителя из краски в момент распыления.
Стоит обратить внимание на то, что легкость в укладке «металлика» обусловлена в не меньшей степени и технологичностью самой системы подбора. По признанию большинства маляров и колористов базовая краска R-M создает наименьшую сложность в рассматриваемом вопросе.

Вопрос.При окраске одноцветной эмалью спустя несколько минут после нанесения вся окрашенная поверхность стала усыпана большим числом мелких кратеров. Маляр винит качество краски, а лицо, продавшее ее – условия нанесения. Как определить истинную причину проблемы?

В конкретном случае – методом исключения. Нанесите в той же камере краску на чистую поверхность – тест-панель, лист мелованной бумаги и т.п. Отсутствие аналогичного дефекта будет свидетельствовать о загрязненной поверхности кузовного элемента перед окраской. Если дефект повторился, то проблема скрывается или в качестве краски, или в чистоте воздуха в камере, либо вырабатываемого компрессором. Сделайте тест в условиях другой СТО на чистом материале. Повторился дефект – маляр получает неустойку за грязную автоэмаль. Нет – начинает бороться за чистоту своих условий работы.
Конечно, рекомендации эти несколько обобщены, но сам алгоритм действий все-таки позволит найти причину появления того или иного дефекта, а, значит, избавиться и от самой возможности его возникновения в дальнейшем.
Был факт, когда один из наших коллег в подобном случае методом исключения из состава автоэмали последовательно отвердителя, растворителя и других составляющих, путем десятка тест-напылов точно определил не только причину загрязнения именно краски, а и вычислил, какой из ее компонентов стал тому виной!

Вопрос.В продаже вы предлагаете перламутры со спецэффектом Diamont Extreme. Цена разных оттенков отличается почти на порядок! Чем это обусловлено?

Для полноты ответа потребуется более подробное описание самой системы Diamont Extreme. Она состоит из четырех основных высококонцентрированных пигментов ВХ 387, ВХ 438, ВХ 538, ВХ 876, включающих совершенно новый тип частиц, обладающих высоким визуальным эффектом – CHROMAFLAIR и прозрачной смолы ВХ 001, с которой они смешиваются в различных пропорциях при приготовлении рецептов в системе Diamont Extreme.

Небольшая картотека по этим краскам состоит из 11 основных цветов. Каждый из них имеет свое определенно романтическое название: Rainbow, Ocean, Wild Cognac и др. Такое небольшое количество разработанных вариантов объясняется тем, что именно указанными цветами красили заводы-изготовители некоторые свои серийные автомобили. Количество дорогих пигментов Extreme в рецептах по приготовлению этих цветов колеблется от 10 до 80%. Вот объяснение значительной разницы в цене на тот или иной рецепт.

Следуя с одной стороны – желанию покрасить автомобиль в «редкой красоты» цвет, а с другой – сделать это без больших финансовых затрат, можно заметить, что получить достаточно высокий визуальный эффект можно, используя уже 10% пигментов Diamont Extreme.

Варьируя цветом подложки и одним из четырех «экстримов» или их композицией по вашему желанию и вкусу, можно получить достаточно большое число шикарных цветов. И это будет достаточно недорого. Консультанты нашей фирмы помогут вам подобрать интересующий вас цвет, дадут необходимые рекомендации по окраске, сделают необходимые тесты.

Технология окраски.
Подготовка носит традиционный характер, как для полной перекраски автомобиля. Нет необходимости полностью грунтовать кузов без причин на то. При ремонте, естественно вначале на весь автомобиль наносится слой контактной смеси ВС 100 + ВС 020, затем на загрунтованные места наносится базовая краска, то есть, Diamont, но обязательно с 5% Н 9000. Если планируется базовую краску с 5% Н 9000 наносить на весь кузов, естественно, контактная смесь не нужна.
Если кузов находится в хорошем состоянии, достаточно его просто аккуратно зашлифовать и перекрыть слоем контактной смеси ВС 100 + ВС 020.
Цвет и состав базовой краски – это Ваш личный выбор! Им может остаться родной цвет машины или он может стать плодом Вашей фантазии. Главный нюанс состоит лишь в том, что, чем темнее будет выбранный Вами цвет, тем более выраженным будет визуальный эффект EXTREME на нем.
Следующим этапом будет нанесение в два-три слоя 10% -го раствора выбранного Вами одного из четырех «экстримов» или их композицией по Вашему рецепту в прозрачной смоле ВХ 001. В целях экономии это может быть также смола ВС 100.

Пропорции приготовления:

ВС 100 900 мл
ВХ 438(ВХ 387, ВХ 538, ВХ 876)100 мл
ВС 0201000 мл
Н 900050 мл

Указанного количества приготовленного раствора EXTREME вполне хватит для внешней окраски автомобиля среднего размера, например, BMW – 5 вместе с бамперами. Понятно, двигательный отсек красить в EXTREME нецелесообразно.
Что касается лака, то, Вы понимаете, NOVOL ECONOMY, не совсем то, что украсит такое покрытие. HD-лак CRYSTALTOP придаст EXTREME еще более выраженный эффект.
Также в окраске современных автомобилей VIP-класса применяется, так называемое, «рояльное покрытие» (от английского «royal» – королевский). Два слоя CRYSTALTOP HD, сушка, шлифовка по вершинкам ряби, затем два слоя лака SUPREME. Интерференция света на поверхности сопряжения этих лаков придает дополнительный специфический визуальный эффект покрытию. Даже перламутрам, не говоря уже об EXTREME.

Вопрос.Ознакомившись с предложением R-M, отметил большой выбор бесцветных лаков. Помогите, пожалуйста, разобраться во всем этом многообразии.

– Как известно, все покровные эмали и бесцветные лаки по содержанию сухого остатка делятся на четыре класса: LS – low solid, MS – medium solid, HS – high solid и HD – high density (то же, что и VHS, UHS, HHS). Чтобы охарактеризовать отличия скажем, что, например, в материалах класса MS сухого остатка примерно на 35% меньше, чем в материалах HD. Другими словами, расход материалов MS на 35% больше, либо при одинаковом расходе получаемый после высыхания покрытия MS слой на 35% тоньше, чем слой материала HD.

Таким образом, стандартно предлагаемые R-M лаки делятся именно по этой классификации следующим образом: Diamontop – это лак системы MS, Startop – системы HS и Crystaltop – системы HD.

Однако при выборе лака, помимо свойств укрывистости, следует руководствоваться и ценовыми его характеристиками. Другими словами, Diamontop может быть рекомендован для машин малого класса или при ограниченном бюджете ремонта. Startop – это более укрывистый материал, используется для автомобилей среднего класса. Crystaltop – характеризуется повышенной прочностью и прекрасной глубиной блеска; обеспечивает очень низкий расход и используется, главным образом, для автомобилей представительского класса.

Несколько особняком в этой классификации находится лак Chronotop, относящийся к классу HS. Этот материал предназначен для проведения быстрых ремонтов 1-2 элементов. Он обладает очень высокой скоростью сушки, что обеспечивает высокую производительность, однако не позволяет наносить его на весь кузов (по причине короткого времени межслойной сушки и опасности возникновения «перепыла»).

Дополнительное предложение в гамме R-M-овских лаков составляют лаки Euroclear FL и Special Clear.

Лак Euroclear FL – лак с так называемым «эффектом дождевых капель». Однако это вовсе не означает, что поверхность под этим лаком будет выглядеть так, будто покрыта слоем воды. Эффект дождевых капель заключается в том, что состав лака (его основа – флурокарбоновые смолы), как капля воды, увеличивает перламутровый эффект базового покрытия. Кроме того, поверхность лака настолько гладкая, что капли дождя практически не задерживаются на ней. Таким образом, лак Euroclear FL можно рекомендовать для нанесения на базу с перламутровым эффектом для усиления оптических качеств покрытия.

Special Clear – специальный (как следует из названия) лак, отличающийся повышенной стойкостью к образованию царапин. Предназначен для ремонтной окраски автомобилей, которые были окрашены на конвейере покрытиями повышенной прочности. Речь идет, прежде всего, об автомобилях престижных марок и моделях бизнесс-класса. Следует обратить особое внимание на всю систему ремонта с использованием лака Special Clear.
Во-первых, при нанесении базового покрытия под лак рекомендуется изменить пропорции смешивания: вместо стандартных 100:60 следует использовать

Diamont100
DH 330-отвердитель5
ВС 020- растворитель25


Во-вторых, и в базовый слой, и в лак (в пропорции 100:25:25) добавляется специальный отвердитель DH 330, который делает покрытие особенно прочным. Лак особенно хорошо зарекомендовал себя на таких подверженных механическим воздействиям элементах автомобиля, как капот, наружные зеркала, фальш-решетка и т.д.

Лак Supreme Clear – новая разработка R-M системы HD. Был создан специально для ремонтной окраски нового флагмана Peugeot – модели 607. По своим технологическим и эксплуатационным характеристикам признан лучшим ремонтным лаком для автомобилей Citroen, Peugeot, Renault. Обладает очень высокой стойкостью к образованию царапин: автомобиль не потеряет блеска даже при попадании на скорости 250 км/час в песчаную бурю (для любого другого лака такое испытание «смерти подобно»). Одно ограничение: воздушная сушка лака не предусмотрена.

Basic Clear – ответ R-M на требования рынка относительно стоимости бесцветных лаков. Высокие оптические свойства лака, прекрасное разложение на поверхности, возможность быстрой полировки – все это обеспечивает использование этого материала при окраске широкого спектра автомобилей.

Чтобы еще более наглядно продемонстрировать различия в потребительских качествах лаков, приведем данные об испытаниях покрытий на прочность. (В скобках заметим, что каждый производитель определяет способы испытаний самостоятельно; ниже описан этот процесс в лабораториях фирмы R-M.)
Для определения стойкости лаков к появлению на них царапин, пластины с нанесенными на них образцами лакокрасочных покрытий подвергают воздействию специальной, достаточно жесткой щетки. После нескольких оборотов щетки замеряется уровень блеска покрытия. Испытания проводятся до сохранения покрытием 70% блеска. Количество оборотов щетки есть показатель степени твердости покрытия (1 оборот = 1 единице твердости). Ниже приведена своеобразная шкала прочности лаков.

Diamontop – 70 ед.
Startop – 80 ед.
Crystaltop – 100 ед.
Special Clear – 500 ед.
Supremeclear – 1000 ед.

В любом случае, выбор бесцветного лака остается за мастером и хозяином автомобиля. Надеемся, что приведенная выше информация сделает этот выбор легким и правильным.