Абразивные материалы и их применение

В общем технологическом процессе производства покрасочных работ огромную роль играет качественная подготовка поверхности. Практически на каждом этапе шлифовальных работ – будь то удаление старого покрытия, подготовка поверхности к шпатлеванию, обработка шпатлевки или грунтовочных слоев и многое другое – от качества используемых абразивных материалов зависит очень многое.
Потребительские свойства абразивных матриалов (прежде всего – наждачной бумаги) зависят от:

  • качества отбора абразивного зерна;
  • качества самого абразивного зерна;
  • качества фиксации абразива на несущей основе (бумаге, ткани, и т.д.).

Современные технологии производства шлифовальных материалов предполагают высочайшую степень отбора шлифовального зерна той или иной градации. Благодаря этому шлифовальная бумага имеет очень высокое качество рабочей поверхности, которое не только соответствует индексу на упаковке (P24, P280, P1200), но и остается всегда постоянным.

Прим.: индекс “Р” обозначает, что бумага выполнена в соответствии с международными стандартами, оговаривающими (среди прочего), что числовое значение индекса (Р24, Р120, Р800 и т.д.) обозначает размер абразивного зерна. Например, для бумаги Р80 линейные размеры зерна должны быть таковыми, что позволят зернам задерживаться в сетке с размерами ячеек 1/80х1/80 дюйма, при этом сквозь ячейки с размерами 1/60x1/60 дюйма (сетка отбора зерна для бумаги Р60) такие зерна должны проходить.

В случае, если при производстве отбору зерна не уделяется должного внимания, на рабочей поверхности могут появиться камни большего, чем положено, размера. Между тем, только одного такого, нестандартного, камушка будет достаточно, чтобы на шлифуемой поверхности осталась риска, которую не укроет наносимый материал.

Высокое качество абразивного камня, а также качественные способы и надежность его фиксации на основе (применяемые смолы, клеи) ведут к увеличению долговечности использования шлифовальной бумаги. В настоящее время основными материалами для производства абразивного зерна, которое используется в наждачной бумаге для автоиндустрии, являются карбид кремния (silicon carbide) и оксид алюминия (aluminium oxide). Эти материалы гарантируют высокое качество получаемых покрытий и обеспечивают длительный срок службы абразивных материалов.

Понятно, что для общего удешевления товара некоторые производители иногда применяют более дешевые материалы и компоненты. А это, к сожалению, ведет к снижению качества и в первую очередь долговечности шлифовальных материалов. Кроме того, (и это доказано в результате опытов) одна и та же градация дешевой бумаги одного и того же производителя, но полученная из разных партий поставок, имеет достаточно существенные различия в размерах зерна, а значит, и в глубине оставляемых рисок. То есть, градация для такой бумаги – категория непостоянная.

НЕМНОГО ТЕХНОЛОГИИ

Если окрашиваемая поверхность имеет очаги коррозии либо неровности, рекомендуется воспользоваться фибровыми кругами градацией Р24-Р80. Это очень "агрессивный" шлифовальный материал, поэтому пользоваться им следует только на сильно поврежденных коррозией поверхностях или для сглаживания больших неровностей. Прекрасно служат фибровые круги и для зачистки сварных швов. Скорость работы угловой шлифовальной машинкой при работе фиброй - 5000-13000 об./мин.

Есть в предложении фирмы SIA и новые фибровые круги, с креплением на "липучке". Эти круги сохранили все преимущества старых, но из-за способа крепления теперь возможно использовать их на одном и том же диске, что и кружки SCM, о которых речь пойдет ниже. Единственное ограничение: из-за указанного способа крепления (чтобы на краях кружков "липучка" не подгорала) скорость работ должна быть ограничена 6000 об./мин.

В случае, если после окончания шлифования фиброй остаются небольшие поры ржавчины или при покраске необходимо снять старое лакокрасочное покрытие, при этом не повредив сам металл, идеальным средством являются круги SCM. Их основные достоинства: уникальная структура материала (почти не забивается частицами снимаемого покрытия) и качество получаемых поверхностей (металл при работе ими не царапается). Используемая градация - Р60, Р100 и Р150, скорость работы угловой шлифовальной машинкой - максимум 8500 об./мин.

Удаление старого лакокрасочного покрытия возможно при помощи обычных шлифовальных кружков Æ150с 6 отверстиями для пылеотсоса. Градация бумаги – Р60 или Р80 (возможно Р80+Р120). При этом лучше всего использовать ротационно-вибрационную машинку с ходом эксцентрика 6-10 мм и твердым диском Т7089.

Известная проблема многих кузовных участков - снятие так называемого "барашка" - антикор-розийного покрытия из синтетического каучука для порогов автомобилей. Практически любой шлифовальный материал очень быстро забивается снятыми частицами этой резины. Исполь-зуемые до недавнего времени для этих целей кружки SCM спасали часто, но не всегда.
Именно поэтому недавно в предложении SIA появился новый абразивный материал – круги SIASTRIP. Их структура, похожая на крепчайший войлок, наиболее подходит для быстрого и эффективного удаления старого антикоррозийного покрытия. Кроме того, форма этих кругов и их размеры (Æ100, Æ150, Æ200) позволяет выполнять шлифовальные работы в наиболее труднодоступных местах. При этом предельная скорость торцевой машинки - не более 6500 об./мин. (оптимально - 3500).

Наверняка многие работники кузовных цехов сталкивались с еще одной проблемой: удаление с ремонтируемых поверхностей липких декоративных лент. И если с творчеством местных умельцев еще кое-как удается справиться (прежде всего - из-за низкого качества продаваемых у нас лент), то ленты, наклеенные "за Бугом" держатся намертво. Здесь в ход идет разные ухищрения - от простого соскабливания до использования паяльных ламп. Однако производительность и качество результата такого процесса не самые высокие.

С недавнего времени у мастеров появилась возможность быстро и просто справиться с этой проблемой: в продаже появились резиновые круги SIARAD. Теперь старые декоративные ленты будут удалены с поверхностей в считанные минуты и без запаха жженой резины (круги обладают приятной отдушкой). Рабочая скорость торцевой машинки - до 4000 об./мин. Однако, при работе SIARAD следует соблюдать осторожность: слишком большое усилие приведет к перегреву лакокрасочного покрытия. Остатки клея можно удалить полиролью SIAPOL Fine.

ВЫБОР ГРАДАЦИИ АБРАЗИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПОКРАСКЕ.

Наиболее рациональным выбором градаций шлифовальных материалов при подготовке поверхности к покраске является следующий: Р80-Р150-Р240-Р320-Р400. По мнению специалистов и технологов фирмы SIA, именно такая последовательность применяемых градаций сделает работу наиболее эффективной и экономичной.

Объяснения здесь просты. При переходе от одной из указанных градаций к другой размер шлифовальных камушков уменьшается примерно вдвое. Это значит, что мы, во-первых, сразу вдвое уменьшаем шлифовальные риски, а во-вторых, делаем это наиболее быстрым способом.

Таким образом, выбор шлифовальных материалов при проведении типового ремонта может выглядеть так.

1. Для подготовки поверхности к покраске рекомендуем воспользоваться бумагой градацией Р80. Периферийные зоны ремонтируемых поверхностей обработываются градацией Р150. Абразивные камни именно такой величины обеспечат, во-первых, хорошую адгезию наносимых впоследствие слоев, а во-вторых, позволят избежать усадки нанесенных материалов.
2. Нанесение антикоррозийного грунта. Обязательная операция для тех производств, где ведется "мокрая" обработка шпатлевки. При всех отрицательных последствиях такого техпроцесса это хоть как-то может защитить металл от воздействия воды, напитавшейся в слой шпатлевки. Вообще же, крайне не рекомендуется использовать технологию обработки шпатлевки "по-мокрому".
Кроме защиты от разрушающего воздействия влаги, применение антикоррозийного грунта ведет и к заметному повышению адгезии последующих слоев к голому металлу. В случае же с алюминиевыми или оцинкованными поверхностями только антикоррозийные грунты могут обеспечить необходимую сцепляемость, и их применение на таких поверхностях является обязательным.
3. Шпатлевание и обработка шпатлевки градацией Р80+Р150+Р240. Естественно, самая грубая бумага предназначена для обработки стекловолокнистой шпатлевки. При этом рекомендуется накладывать эту шпатлевку так, чтобы свести шлифовальные работы к минимуму: выведение поверхностей должно производиться средне- и мелкозернистой шпатлевками, а не стекловолокном.
4. Нанесение грунт-подклада заканчиваем внутри зоны подготовки Р240. Безусловно, качественные грунты позволят "залить" и большие риски. Однако, во избежание усадки грунтов советуем использовать материал именно этой градации.
5. Шлифование грунт-подклада. При большой шагрени на поверхности и толстом слое грунта шлифование можно начинать с градации Р240, заканчивать под акриловые эмали R-M “Uno HD” или “Quartz” - Р320, под метализированныеR-M “Diamont” - Р400.

Указанные выше градации касаются работы ротационно-вибрационными машинками. При обработке шпатлевки работа ведется машинками с ходом эксцентрика 6-10 мм и твердым диском или диском средней твердости. Для шлифования грунт-подклада рекомендуется выбрать мягкий диск и машинку с ходом эксцентрика 3-5 мм.
При ручной обработке с использованием специальных приспособлений, как то: блоки с пылеотсосом, рубанки и т.д., можно придерживаться тех же градаций бумаги. Если вы работаете с самодельными блочками либо "голой рукой", то лучше выбрать бумагу на градацию меньше.

В случае работы по-мокрому для правильного выбора градации необходимо обратиться к данным таблицы 1.

Машинное шлифов. SIAFASTШлиф. вручную «по-сухому» SIASOFTШлифование «по-мокрому» Шлифование SIVLIES (войлок)

Р 500

Р 400

Р 1000 - 1200

Р 400

Р 800 – 1000

К 800 (серый)

Р 320

Р 280

Р 600 – 800

Р 240

Р 220

Р 400 – 500

К 320 (красный)

Р 220

Р 180

Р 360 – 400

Р 180

Р 120

Р 320 – 360

Р 150

Р 280 – 320

К 100 (зеленый)

Р 120

Р 240 – 280

Р 80

Р 180 – 220

Как видно из таблицы, для одного и того же вида работ необходимо выбирать различные градации бумаги по-сухому и по-мокрому. Вызвано это тем, что структура различных видов бумаги имеет различный вид. Так, при производстве бумаги по-мокрому используется закрытый тип абразивного зерна. Это означает, что около 90% основы (см. рис.1) покрыто абразивным зерном. В то же время для бумаги по-сухому тип зерна является открытым, и только 60-75% основы покрывается зерном, которое, соответственно находится на большем расстоянии друг от друга. Это призвано обеспечить удаление из рабочей зоны продуктов шлифования (шлифовальной пыли, частиц обрабатываемого продукта).