Как собрать покрасочную камеру своими руками

Для тех, кто хотел бы оборудовать покрасочную камеру, своими руками приводим основное, на что необходимо учесть:

  • Стены камеры должны быть гладкими, моющимися и выполнены из огнестойкого материала, а также обеспечивать надежную герметизацию рабочей зоны.
  • Большинство камер изготовляют из профилированных стальных листов, защищенных красками или металлическими покрытиями и покрытых огнестойкими материалами, обладающими также изоляционными свойствами. Для уменьшения тепловых потерь стены покрасочной камеры должны состоять из двух слоев, заполненных теплоудерживающим и негорючим материалом.
  • Пол камеры должен обеспечивать циркуляцию воздуха и его отвод при проведении работ. Для этого пол камеры делают полностью решетчатым или с одним-двумя рядами решеток над приямком воздухопровода.
  • Выходные и запасные двери камеры должны быть выполнены из огнестойкого материала. Они должны обеспечивать надежную герметизацию для того, чтобы внешняя пыль не попала на свежеокрашенную поверхность. Также двери должны легко открываться изнутри для аварийного покидания маляром помещения в случаях нештатных ситуаций.
  • Современные ремонтные краски расчитаны на нанесение при сухом воздухе. Некоторые типы красок не выдерживают повышенной влажности (акрилполиуретановые и полиуретановые краски).
  • Освещение выполняется таким образом, чтобы перед маляром, выполняющим покраску, не возникало тени. Предпочтительно установливать лампы дневного света.
  • Вентиляция должна обеспечивать обновление воздуха в кабине один раз в минуту подогретым воздухом, при этом для качества проводимых работ необходимо обеспечить ниспадающий поток воздуха, который не дает опылу краски (туману, образующемуся при нанесении ремонтной краски окрасочным пистолетом) попасть на свеже покрашенную поверхность.
  • Кабина должна иметь размеры, обеспечивающие удобство работы вокруг автомобиля, возможность маневрирования без риска столкновения.
  • Камеры отличаются друг от друга не только размерами, но и способом вентиляции и нагрева. Способы вентиляции могут быть разными. Воздух подвергается воздействию двух вентиляторов, которые выполняются с винтовой турбиной или центробежной. Винтовой вентилятор снабжен турбиной, лопатки которой ввинчиваются в воздух как воздушный авиационный или корабельный винт. Они способны обеспечивать высокую производительность и являются достаточно экономичными. Однако их применяют только при малой длине вентиляционных труб.
  • Центробежные вентиляторы имеют турбину, представляющую собой колесо с лопатками, которая вращается в корпусе в форме улитки. Воздух проникает в центр турбины и под действием центробежных сил отбрасывается в улитку в направлении вращения.
  • Центробежные вентиляторы создают статическое давление. Воздух может подходить к турбине по вентиляционным трубам определенной длины. Подача воздуха от турбины к месту назначения может также осуществляться по вентиляционным трубам. Один вентилятор (всасывающий) вытягивает из камеры воздух, загрязненный пылью от краски и парами растворителей. Второй вентилятор (нагнетающий) забирает воздух снаружи и нагнетает его в камеру.

В зависимости от особенностей системы вентиляции различают следующие виды камер:

1. Камеры с повышенным давлением, наиболее распространенные. Нагнетающий вентилятор в них имеет большую производительность, чем высасывающий вентилятор. Этот излишек расхода воздуха создает давление, несколько превышающее атмосферное. Таким образом, пыль снаружи не может попасть в камеру, так как вытесняется воздухом наружу через неуплотненные стыки. В такую камеру во время работы можно войти. Не требуется тщательной герметизации камеры. Недостаток — пыль в такой камере большей частью возникает внутри нее (сухая грязь на автомобиле), и туман от краски не очень хорошо вытягивается. По нормам, средняя скорость потока воздуха должна быть 0,25-0,45 м/с.

2. Камеры с проходящим потоком воздуха. Два вентилятора имеют одинаковую производительность. Давление снаружи и внутри камеры одинаковое. Камера должна быть герметичной, так как возможно попадание пыли через щели.

3. Камеры с разрежением. Высасывающий вентилятор имеет более высокую производительность, чем нагнетающий. Можно применить только один всасывающий вентилятор, производящий одновременно забор воздуха для обновления. В некоторых моделях камер расположение входа и выхода воздуха выполнено таким образом, что автомобиль располагается в потоке воздуха, как если бы он находился в движении, в противоположность классическому расположению, при котором всасывание производится на уровне пола. Необходима очень хорошая герметизация таких камер, так как пыль и насекомые могут всасываться в щели или негерметичные стыки. В этих камерах — наилучшие условия для отсоса тумана от распыляемой краски.

Независимо от типа камеры воздух, попадающий в камеру посредством нагнетающего вентилятора или через отверстия, очищается путем прохождения через предварительный фильтр. Этот фильтр препятствует проникновению крупных твердых частиц или насекомых. Далее идет более качественный фильтр для задержания пыли. Фильтры могут быть выполнены из металлической сетки с очень малыми ячеями, стеклянного ворса или заводские.
Оборудование для сушки обеспечивает нагрев камеры или окрашиваемой поверхности до температуры, при которой происходит покраска из краскопульта. Эта температура должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для испарения легких разбавителей. Кроме того, оборудование для сушки обеспечивает последующий нагрев, позволяющий сократить время сушки.

Нагрев воздуха может осуществляться с помощью газовой горелки или электрической спирали сопротивления, но наиболее часто это делается посредством сжигания солярки. Генератор теплого воздуха располагается отдельно от камеры, которая последовательно служит сначала для нанесения краски, а затем для сушки (сушилка). При температуре свыше 80 градусов С происходит обжигание краски. Такую сушку называют сушкой в печи. Нагрев свыше 60 градусов С плохо выдерживают авторезина, многочисленные принадлежности из пластических материалов, служащих для комплектации кузова, детали двигателя, панели приборов, электронной аппаратуры и др. Поэтому режим сушки желательно выполнять при температуре 60 градусов С.

Инфракрасное излучение — также способ сушки, возникает от панелей, испускающих инфракрасные лучи и нагревающих окрашенные поверхности. При этом окружающий воздух не нагревается мгновенно, его нагрев происходит в результате испускания теплоты деталью, нагретой инфракрасными лучами.
В качестве источников инфракрасного излучения могут применяться электрические лампы накаливания, объединенные в большие батареи, или электрические нагреватели сопротивления, вставленные в кварцевые либо в металлические трубки, или огнеупорные материалы.

Параболические, цилиндрическо-параболические или цилиндрическо-гиперболические рефлекторы отражают и испускают инфракрасные лучи по принципу автомобильных фар. Излучающие панели должны быть установлены на определенном расстоянии от нагреваемого участка кузова. Если они находятся очень близко, то происходит слишком сильный нагрев окрашенной поверхности, приводящий к повреждению краски. При установке панелей на большом расстоянии, сушка происходит медленно.
Так как излучение распространяется прямолинейно, то зона нагрева представляет собой ограниченную поверхность. Если нагревательный прибор расположен под углом к нагреваемой поверхности, то ее температура будет понижающейся, что приводит к неравномерной сушке. Если нагреваемая поверхность большая, необходимо установить большое количество нагревательных панелей. К недостаткам этого способа сушки следует отнести повышенный расход электроэнергии.


Катализный нагрев заключается в медленном сжигании пропана или бытового газа в присутствии катализатора — губчатой платины. Это горение происходит при относительно невысокой температуре, без пламени. Теплота передается излучением и конвекцией. Производители этих аппаратов называют их термореакторами. Как и в случае панелей излучения, при нагреве больших поверхностей следует устанавливать большое количество термореакторов. Такие устройства для сушки могут быть установлены в одном месте, где сначала производят окраску, а затем ускоренную сушку. Существуют совместно расположенные камеры сушки и покраски, соединенные по краям или бокам и сообщающиеся между собой, что позволяет производить последовательную покраску и сушку кузовов.

В режиме сушки весь воздух подогревается до 60— 80 градусов С. Топливом чаще всего служит солярка или природный газ. Последний используется реже, так как заводить собственную газовую станцию дорого и небезопасно.