Принцип работы и устройство аэрографов

Аэрограф — это красящее устройство, распыляющее краску подобно аэрозольному баллончику, но гораздо тоньше и аккуратнее. Тонкость распыления краски, толщина наносимой линии или размер точки зависят от подаваемых к месту смешения количества и давления воздуха, количества и вязкости краски, конструкции аэрографа и расстояния между аэрографом и окрашиваемой поверхностью - основой. Рассмотрим особенности устройства аэрографов разных типов.

Все аэрографы работают по принципу Бернулли, в соответствии с которым воздух, проходящий по трубке, находится под более высоким давлением по сравнению с внешней средой; это заставляет краску подниматься по вертикальной трубке и смешиваться с воздухом, образуя мощную и ровную струю. Количество воздуха регулируется при помощи механизма управления – триггера. При нажатии на триггер воздух засасывает краску из ёмкости, распыляет её и в форме конического факела выбрасывает. Аэрографы различаются разными конструкциями узла смешения красочного и воздушного потоков и механизмом управления подачи воздуха и краски.

Аэрографы одинарного действия

В этих моделях триггер регулирует только воздушный поток. Нажатием на триггер открывают путь для воздуха, который, в зависимости от конструкции аэрографа, смешивается с краской внутри или снаружи корпуса. По этому принципу различают аэрографы внутреннего и наружного смешения.

аэрографаэрограф

Аэрографы с наружным смешением самые простые и их чаще всего используют для равномерного окрашивания или лакирования больших поверхностей. У некоторых моделей аэрографов одинарного действия предусмотрен игольчатый клапан. Им настраивается количество подаваемой на распыление краски, но для такой настройки необходимо прерывать работу. У аэрографов одинарного действия с внутренним смешением процесс смешения воздуха и краски проходит внутри корпуса. Нажимая на триггер, открываем воздушный клапан, и воздух с большей или меньшей силой распыляет краску наружу. Количество краски регулируется винтом, находящимся в задней части ручки аэрографа.

Аэрографы двойного действия.

аэрограф

В этих моделях триггер, регулируя степень открытия воздушного и игольчатого клапанов подачи краски, позволяет одновременно управлять воздушным и красочным потоками, не прерывая работу. Есть модели с взаимозависимой регулировкой подачи потоков (чем больше подача воздуха, тем больше подача краски) и независимой. Большинство аэрографов двойного действия, которые чаще всего пользуются профессионалы, - независимого двойного действия. В них поступления воздуха и краски регулируются независимо друг от друга. Работая аэрографом независимого двойного действия, сначала включается подача воздуха, а потом постепенно добавляют краску, и наоборот, заканчивая работу, сначала выключают подачу краски, а затем воздуха.

Конструкция

аэрограф

Большинство моделей имеют одинаковую конструкцию независимо от того, где расположен бачок для краски. Вообще говоря, наиболее распространенные модели аэрографов, имеющиеся на рынке, представляют собой приборы независимого двойного действия, в которых обеспечивается раздельное управление потоками воздуха и краски. Отдельные детали могут различаться, однако это не влияет на принцип действия. Все модели имеют металлический корпус, внутри которого размещены основные детали и где происходит смешивание воздуха и краски. Существуют модели аэрографов с гравитационной подачей краски, в которых бачок для краски расположен в верхней части прибора, а также модели с сифонной подачей краски, в которых бачок для краски расположен внизу.

Одной из основных деталей аэрографа является игла. Изменяя ее положение, можно регулировать количество краски, распыляемой через сопло. Игла должна быть расположена точно по центру сопла, иначе она будет препятствовать распространению струи краски; расположенная внутри втулка удерживает иглу в правильном положении. Ручка, которая прикручивается к корпусу аэрографа, защищает иглу от повреждений.

Клапан подачи воздуха расположен в месте крепления воздушного шланга, он обеспечивает подачу воздуха в аэрограф. Пусковой рычаг соединен с двумя пружинами, регулирующими потоки краски и воздуха. При надавливании на него происходит открытие клапана подачи воздуха и регулирование его потока: при отклонении рычага назад игла втягивается и краска распыляется.

аэрографаэрограф

аэрограф

аэрограф

Два типа бачков для краски: с сифонной (А) и с гравитационной (В) подачей краски. Бачки обоих типов могут иметь разную конструкцию и соответственно разную емкость и высоту. Бачки с гравитационной подачей краски находятся сверху корпуса, через отверстие внизу краска проходит внутрь и смешивается с воздухом. Бачки с сифонной подачей краски крепятся снизу и являются съемными, что позволяет использовать разные краски. Трубка на крышке бачка соединяется с корпусом, и краска по ней попадает внутрь аэрографа. Есть модели аэрографов с возможностью применять оба типа подачи краски.

Краска ровной струей поступает из выходного отверстия. Если сопловое отверстие деформируется, струя не будет ровной, в результате получаются брызги.

Пусковой рычаг (триггер) - самый важный элемент аэрографа, он позволяет регулировать толщину линий, давление воздуха и ширину струи. Приводить рычаг в действие следует очень аккуратно; поскольку он постоянно находится в движении, его легко повредить.

Положение иглы регулируется винтом. Он позволяет перемещать иглу только назад при отклонении пускового рычага. Перед тем как использовать аэрограф, убедитесь в том, что стопорная гайка установлена правильно, иначе игла не будет втягиваться.

Нормальное рабочее движение воздуха находится в пределах 1-3 атм. Чем выше давление, тем более тонким будет процесс распыления, но вместе с тем и более трудно управляемым. Слишком маленькое давление не обеспечит качественного распыления краски, это будет видно по грубым получаемым результатам. Следует запомнить еще одно правило: чем более густую (вязкую) краску Вы используете, тем выше должно быть давление. Особенно важно правильно подобрать консистенцию краски, если давление в Вашем источнике воздуха не поддается регулировке. Если же у Вас регулируемый компрессор, то попытайтесь менять давление в указанном выше диапазоне до получения удовлетворительных результатов.

Однако какой бы аэрограф вы ни использовали, всегда внимательно следите за его состоянием. Для такого тонкого устройства, каким, без сомнения, является аэрограф, содержание в чистоте — главное условие! Не поленитесь лишний раз промыть его, не только по окончании, но и во время работы. Игла всегда должна ходить свободно, иначе инструмент перестанет правильно функционировать. Никогда не пытайтесь физическим воздействием высвободить присохшую иголку. Внутри аэрографа стоят настолько чувствительные прокладочки, что любое неосторожное воздействие приводит к их повреждению. Отдельно заменять эти прокладки в силу конструктивных особенностей инструмента не представляется возможным, поэтому в случае потери их герметичности придется покупать новый инструмент.

Как правильно выбрать аэрограф?
Задача выбора достаточно не простая, начинающим нет необходимости покупать очень дорогую модель аэрографа, потому что в ходе приобретения навыков можно повредить некоторые детали (например, иглу или сопло). Конечно, поврежденные детали можно приобрести, однако для дорогих моделей эти детали стоят достаточно дорого.
С другой стороны, если вы твердо решили заниматься аэрографией, выбирать и очень дешевую модель аэрографа тоже нецелесообразно.

Так же стоит учитывать источника воздуха. При выборе компрессора наиболее важной его характеристикой, кроме всего прочего, является производительность, т.е. количество (объем) воздуха, подаваемого в выходную магистраль, а за тем в аэрограф.
Какие работы вы собираетесь выполнять? Если вы собираетесь выполнять тонкие работы, необходимо помнить следующее: минимальный размер красочного пятна или минимальная толщина линии определяется двумя факторами:
диаметром материального (красочного) сопла.
расстоянием от аэрографа до окрашиваемой поверхности.

Аэрографы SATA обеспечивают тончайшее распыление, точную регулировку количества подаваемого материала. Важными преимуществами аэрографов фирмы SATA так же являются малый вес, высокая эргономика, позволяющая одинаково удобное использование, как правшами так и левшами и это далеко не полный список всех достоинства. Компания SATA входит в число мировых лидеров по производству и реализации оборудования для покраски автомобилей, это бренд с более чем семидесятилетней историей.
Во главе линейки аэрографов стоит миникраскопульт SATA minijet. За счет очень большого диапазона «дюз» (от 0,1 мм и выше) он может использоваться для автоаэрографии. Однако в первую очередь SATA minijet предназначен для завершающей стадии финишной покраски, когда необходим очень высокий уровень качества. Пистолет сделан по технологии HVLP. Оно и понятно: для декоративной покраски требуется дорогой материал. На первое место выходит не столько скорость нанесения, сколько качество и экономия эмали.

Аэрографы SATA DECOR в свою очередь, служит исключительно для изобразительных целей. Это – инструмент художника. Вместе с аэрографом компания предлагает так же ручку SATA Graf. Она пригодится аэрографисту, предпочитающему краскопульту работу от руки. Такой ручкой можно нанести линию практически любой толщины.
Сегодня семейство аэрографов пополнилось новым миникраскопультом SATA minijet 4. Он отличается улучшенным с точки зрения эргономики дизайном и широким выбором «дюз».

Аэрограф Walcom один из мировых лидеров в производстве окрасочного пневматического оборудования. Фирма экспортирует продукцию в 65 стран, выпуская инструмент от стандартного до высокопрофессионального (для использования в аэрокосмической промышленности). Практически все комплектующие (98%) фирма производит самостоятельно. Качество продукции подтверждено международным сертификатом UNI ENISO 9001 и сертификатом Госстандарта.
Профессиональный аэрограф Walcom предназначен для проведения графических и оформительских работ любого типа, с возможностью нанесения как тонких (от 0,3 мм), так и широких линий (до 3 см).

Аэрографы IWATA – продукция высочайшего качества, предназначенная для высокопрофессиональных работ, требующих большой точности и идеального качества, изготовленные по высокоточной японской технологии. Благодаря качеству применяемых исходных материалов, тщательному изготовлению каждой отдельной детали и точности их сборки - эти аэрографы являются очень надежными и прецизионными инструментами. Проработка дизайна и тщательный расчет веса корпуса аэрографа, полностью изготовленного из хромированной латуни, обеспечили создание удобных, прекрасно сбалансированных и эргономичных аэрографов. Каждый аэрограф изготовлен по требовательным стандартам, тщательно собран вручную, идеально настроен и индивидуально проверен на распылительные характеристики. Все иглы для аэрографов изготавливаются из высококачественной, закаленной, нержавеющей стали с очень тонким кончиком идеальной конической формы, который позволяет точно регулировать процесс распыления. Сопла изготавливаются из платинового сплава высокой прочности. Все составляющие части аэрографов тщательно подгоняются и тестируются вручную множество раз, до тех пор, пока процесс распыления не достигнет наилучших результатов. Такие сочетания гарантируют, что качество распыления на протяжении длительного периода эксплуатации будет такое же, как у нового аэрографа. Все предлагаемые модели имеют двойное управление, направляющие и тефлоновые прокладки с низким коэффициентом трения позволяют перемещать рабочую педаль и иглу точно и легко.

Аэрографы Custom Micron – для супер профессионалов, которым требуется абсолютный контроль за тонким, детальным распылением. Модели High Performance предназначены для иллюстраторов, художников, реставраторов, моделистов. Их отличает прочность и надежность. Модели Eclipse имеют хорошие характеристики. Прекрасно подходят для распыления крупнодисперсных красок, при окрашивании поверхностей всевозможных видов и размеров. Основное достоинство аэрографов IWATA - работа при невысоком давлении с большим объёмом краски и минимальная потеря распыляемого материала.

Аэрография (Аirbrushing или Custom Painting).
Аэрография — это техника нанесения рисунка при помощи аэрографа на любую поверхность.

В 1879 г. эксцентричный ювелир из штата Айова (США) Эбнер Пилер при помощи ложки, иглы от швейной машины, согнутой отвертки, старых паяльных трубок и гнутого металла, скрутив все это вместе на нескольких деревянных брусках, собрал первый аэрограф. Соединив его с собственным запатентованным ручным воздушным компрессором, он назвал это устройство так: «распределитель краски» для живописи акварелью и других художественных целей. В апреле 1882 г. компании Charles and Liberty Walkup выкупили права на это изобретение, заплатив $700, и инвестировали еще $150 в два новых опытных образца. Уже к августу они продали 63 «распределителя краски». Причем «бесконтактная» техника нанесения краски позволяла получать как четкие и тонкие, так и размытые контуры и линии, благодаря чему рисунки, сделанные аэрографом, по восприятию были очень близки к качеству настоящих фотоснимков того времени. Некоторые фотосалоны даже предлагали клиентам такие услуги, как добавление на фото новых деталей или полное изменение заднего плана. Настоящий бум аэрографии начался в начале ХХ века. Аэрограф тогда был для художника таким же модным и полезным инструментом, как сегодня лэптоп для бизнесмена. С помощью «воздушной кисти» рисовали объявления, афиши, рекламные плакаты и иллюстрации в журналы. Почти все рисунки, в которых требовалась передача изображения фотографического качества, делали методом airbrush.

Но принцип распыления airbrush – не современное изобретение. Этот способ практически ровесник самого человека! Эксперты убеждены, что древние отпечатки ладоней на стенах пещер сделаны именно методом напыления красящего вещества. Для нанесения этих и иных рисунков в некоторых случаях использовалась костяная полая трубка, наполненная растительным красителем.

Первые аэрографические изображения, появившиеся на автомобилях, имели исключительно утилитарную функцию — это были номера на кузовах гоночных машин. Затем борта спортивных автомобилей стали украшать названия и логотипы спонсоров, а также изображения завоеванных кубков. Следующей ступенью эволюции «спортивной аэрографии» были уже художественные рисунки — различные символы, огненные вспышки, бегущие животные или летящие птицы. С течением времени автоспорт становился все более популярным и профессиональным, количество спонсоров увеличивалось, и каждый сантиметр поверхности кузова гоночного болида становился дорогостоящим товаром. Поэтому «некоммерческие» изображения вскоре покинули автоспорт. Однако художественная роспись автомобилей не умерла, а продолжала активно развиваться в частном секторе. Уже в 40-х годах в Америке и Европе появились специальные фирмы, наносящие на автомобили несложные изображения, состоящие не более чем из двух-трех цветов, а спустя еще десять лет многочисленные airbrush-ателье предлагали владельцам автомобилей рисунки любой сложности фотографического качества.

В Россию автомобильная аэрография добралась лишь к середине 80-х годов, зато всего за несколько лет прошла все стадии взросления и развития, от напыления из баллончика сквозь трафарет одноцветных драконов до полного художественного оформления автомобиля с помощью профессиональной airbrush-аппаратуры стоимостью несколько тысяч долларов. Заморские технологии превращения машин в живые картины стали доступны всем и оказались не сакральным волшебством (как думали многие отечественные автовладельцы в советское время), а вполне приемлемым средством подчеркнуть индивидуальность владельца.