Шпатлевание - технология

Прежде чем приниматься за воссоздание контуров и плоскостей, следует очень тщательно подойти к процессу подготовки поверхности к шпатлеванию. Ведь слои шпатлевки порой бывают достаточно толстыми, и то, как и сколько времени они будут лежать на элементе, зависит от качества подготовки его поверхности. Операциями, которые должны предшествовать нанесению шпатлевочных масс, должны стать:

  • тщательное шлифование и обезжиривание поверхности;
  • нанесение слоя антикоррозийного грунта.

Шлифование и обезжиривание поверхности.

Общеизвестно, что шпатлевочные массы должны быть нанесены на поверхность, обработанную шлифовальной бумагой градации Р80. Шлифовальное зерно именно такого размера обеспечивает, во-первых, хорошее сцепление слоя шпатлевки с поверхностью, а во-вторых, исключает «усадку» шпатлевки, т.е. не позволяет проявиться шлифовальным рискам сквозь слои покрытий.

Однако слепое следование этой рекомендации в некоторых случаях может оказать плохую услугу. К этим случаям можно отнести, например, удаление небольшой царапины. Применяя при этом мелкозернистую шпатлевку, необходимо использовать для подготовки бумагу более мелкой градации (например, Р150). Ведь слой шпатлевки будет небольшим, а значит, риск его «усадки» возрастает. Кроме того, небольшой слой шпатлевки будет удерживаться на поверхности, «цепляясь» за небольшие риски, и работа грубой наждачкой (такой как Р80) здесь неуместна.

Примерно те же рассуждения касаются и случаев несплошного шпатлевания детали (а это примерно 99% случаев шпатлевочных работ). Здесь следует помнить, что достаточно толстый слой шпатлевки накладывается лишь в середине дефекта, а чем ближе к краям зашпатлеванного места, тем слой шпатлевки тоньше. Именно поэтому периферийные зоны следует обрабатывать шлифовальной бумагой градации Р150.

После проведения шлифовальных работ (впрочем, как и до них) поверхность необходимо тщательно обеспылить и обезжирить. Обеспыливание лучше производить специальными пистолетами для удаления пыли. Устройство их распылительных головок позволяет эффективно удалять пыль даже из труднодоступных мест (например, пистолет DEVILBISSDGD-515 с удлиненным соплом), а специальные боковые отверстия в сопле пистолета DEVILBISSBG-1 делают поток воздуха строго направленным и исключают попадание удаляемой пыли в лицо работающего.

Применение специальных пистолетов оправдано и экономически. Так, при обдуве поверхности шлангом диаметром около 9 мм (что и происходит в подавляющем большинстве необорудованных сервисов) за минуту теряется около 1000 литров сжатого воздуха. Обдувочный пистолет расходует примерно 150 литров воздуха в минуту. Стоимость электроэнергии, необходимой для работы компрессора по выработке такого лишнего количества воздуха (около 850 литров в минуту) при умножении на время обдува и на мощность компрессора и дает средние потери при обдуве из шланга. К сожалению, у нас не принято считать деньги на воздух, пусть даже сжатый. Между тем, если эти деньги посчитать, то инвестиции на приобретение обдувочного пистолета на серьезном сервисе окупаются за неделю.

Обезжиривание на данном этапе лучше воспользоваться обезжиривателем PreKleano 700. Он наименее агрессивен среди всех обезжиривателей R-M, а значит, не нарушит структуру шлифованных нами слоев покрытий, не подрастворит и не «поднимет» их, даже если среди них окажутся однокомпонентные материалы.

Нанесение слоя антикоррозийного грунта.

Операция, в подавляющем количестве случаев мастерами игнорируемая. Между тем, есть виды работ, в которых без слоя грунта не обойтись.

Прежде всего, следует помнить о том, что в процессе ремонтной окраски автомобиля мы стремимся повторить конвейерную технологию окраски с максимально возможной при этом защитой металла. При этом гораздо больший общий слой покрытий (из-за применения шпатлевочных масс) должен обладать достаточной адгезией. Таким образом, мы выделили две основные причины, по которым необходимо применение первичного (антикоррозийного) грунта:

  • достижение максимальной антикоррозийной защиты, сравнимой с конвейерной гарантией на покрытия;
  • получение высокой адгезии наносимых в последствии слоев к основанию.

Действительно, нанесенный на голый металл антикоррозийный грунт обеспечивает очень высокую степень «сцепляемости» с поверхностью. А наносимый поверх него слой шпатлевки, помимо механической адгезии (которая обеспечивается рисками от шлифовальной бумаги), получает еще и химическую адгезию (т.е. «сцепляемость» шпатлевки и полусухого слоя грунта).

Есть еще виды работ, применение на которых антикоррозийного грунта является обязательным. К ним относятся работы на оцинкованных или алюминиевых поверхностях. Дело в том, что только специальные виды шпатлевок имеют сравнительно высокую адгезию к указанным видам металлов. Вместе с тем, не все виды работ могут быть выполнены этими шпатлевками. Так, большие неровности рекомендуется заполнять шпатлевкой со стекловолокном, но она не имеет хорошей адгезии к алюминию. Выход здесь может быть один: на металл наносится слой грунта, а на грунт – любой из приведенных ниже видов шпатлевочных масс.

В качестве грунтовочного материала рекомендуется воспользоваться грунтом R-M Euroxy(в версии 2:1:1). Грунт достаточно нанести в один слой толщиной всего 15 микрон, так что его расход и увеличение стоимости ремонта минимальны, а эффект в части увеличения долговечности покрытия просто потрясающий.

Состав шпатлевочных масс и проблема их «усадки».

Все виды шпатлевок состоят всего из двух компонентов: в их состав входит полиэфирная смола и наполнитель. Смесь этих компонентов для придания шпатлевке рабочей консистенции растворяется стиролом. Таким образом, все потребительские свойства конечного продукта определяются свойствами смолы и наполнителя, а также количеством добавляемого растворителя.

Смола.
По сути, основной элемент, определяющий качество шпатлевочной массы: обеспечение адгезии шпатлевки к ремонтируемой плоскости, легкости при обработке, прочности получаемого покрытия. Наиболее качественными смолами признаны продукты всемирно известных химических концернов, таких как BAYER, BASF. Использование в производстве шпатлевки сырья от этих производителей – гарантия качества конечного продукта. Вместе с тем, качественный продукт не может быть дешевым. Поэтому существует достаточно простой способ определения качества шпатлевки: произведенная из качественного сырья, она не может стоить дешево.

Наполнители.
Наполнителями служат стекловолокно, микро-гранулы стекла, тальк, мел и т.п. Их исходное качество влияет на такие свойства шпатлевки как ее наполнительная способность, прочность, степень «усадки», эластичность, удельный вес и т.д.

Растворитель.
Оптимальным количеством растворителя в шпатлевке признано 30% от объема. Большее количество растворителя существенно уменьшает стоимость шпатлевки (чем могут пользоваться производители дешевых марок), но также существенно влияет на важный показатель ее использования – «усадку». Ведь при высыхании шпатлевки растворитель испаряется из нее, уменьшая тем самым ее объем.

Для качественных полиэфирных шпатлевок характерно уменьшение объема высохшей массы по сравнению с только что нанесенной на 2%. Значит, чтобы «усадка» не была заметна, шпатлевка должна наноситься слоем такой толщины, чтобы 2% от этой величины не были заметны невооруженным глазом.

На проблему проявления шпатлеванного места также влияет способ подготовки поверхности к шпатлеванию. Вообще существует два способа нанесения шпатлевки а) – плавный скос старого покрытия и б) – резкий обрыв. В первом случае «усадка» шпатлевки на границе с нешпатлеванным местом составит всего 2 микрона (т.е. 2% от ее толщины в 100 микрон). Во втором же случае – уже 20 микрон (2% от 1 мм).

Однако более важной является проблема «вторичной усадки». Это явление обуславливается тем, что наносимые поверх шпатлевки материалы (жидкая шпатлевка, грунт-подклад) подрастворяют ее верхние слои, а также устремляются под шпатлевку, в риски и царапины под ней. Затем, в процессе высыхания, этот растворитель выходит из шпатлевки, постепенно «утрамбовывая» ее верхние и нижние слои. Этот процесс характерен для тех шпатлевочных масс, в основе которых некачественные смолы и наполнители, позволяющие проникнуть растворителю достаточно глубоко и уплотнить их структуру.

Усадка возможна также в случае неправильного нанесения шпатлевочной массы, когда она не вкладывается шпателем в глубокие риски, а проваливается туда позже, будучи подрастворенной наносимым поверх покрытием.

Еще одной причиной этого явления могут стать указанные выше грунтовочные материалы. В случае применения некоторых видов дешевых грунтов проблема «вторичной усадки» наиболее актуальна. Чаще всего в основе таких продуктов – агрессивные нитрорастворители и низкое содержание твердых веществ. Таким образом достигается двойной отрицательных эффект: во-первых, сильное подрастворение слоя шпатлевки с заметной ее «усадкой» и, во вторых, слабая наполнительная способность грунтов, не позволяющая скрыть затем этот дефект.

Виды и назначение шпатлевок.

Еще несколько лет назад от мастеров достаточно часто можно было слышать такой вопрос: «Можно ли выполнить все виды шпатлевочных работ одним видом шпатлевки?» Один очень квалифицированный мастер обычно отвечал на него так: «А можно ли не умереть с голоду, если питаться одним только хлебом?» На наш взгляд, сравнение очень удачно.

Действительно, требования к шпатлевочным массам, в зависимости от выполняемых ими работ, могут быть весьма противоречивыми. Так, для заполнения глубоких неровностей требуется крупнозернистая шпатлевка, которая может наноситься толстыми слоями без риска скалывания или появления трещин. Для удаления мелких царапин шпатлевка должна быть мелкозернистой. Для деталей, на которых требуется выполнить большой объем работ, следует выбрать шпатлевку с наименьшим удельным весом, чтобы этот объем невозможно было потом определить, исходя из веса детали. Так какую шпатлевку выбрать для выполнения всех этих работ?

Ответ один – для каждого вида работ лучше выбрать наиболее подходящий материал, а экономить на складских запасах (впрочем, сколько может стоить запас из восьми видов шпатлевки по 1 кг?) – себе дороже.

Итак, шпатлевка Glas, со стекловолокном, характеризуется высокой механической прочностью, в связи с чем рекомендуется для заполнения глубоких неровностей. Длина волокон в ней не очень большая – около 1-1,5 см. Это позволяет вымешивать ее так же, как и все остальные виды шпатлевок, а именно – рубящими движениями, стараясь выдавить из массы воздух. Шпатлевка очень прочная, благодаря чему позволяет заделывать даже небольшие очаги сквозной коррозии. Однако, на больших поверхностях, где металл «играет» (например, крыша автомобиля) использовать этот вид шпатлевки не стоит, ведь она абсолютно неэластична. Оптимальные места использования – пороги, арки и другие детали низа автомобиля.

Alu, шпатлевочная масса с частицами алюминия – достаточно универсальный продукт. Благодаря своей очень мелкой структуре (пожалуй, одна из самых мелкозернистых шпатлевок), способна заполнять даже очень мелкие царапины. При этом риск образования сколов в местах перехода от шпатлеванной поверхности к нешпатлеванной минимален. Вместе с тем, характеризуется высокой механической прочностью. Особенно рекомендована для работ на горизонтальных поверхностях, подвергающихся температурным воздействиям (например, капот автомобиля): благодаря большому содержанию алюминия, она имеет коэффициент температурного расширения, близкий к аналогичному показателю металла. Это позволяет избежать образования трещин и отслоения в местах шпатлевания. Шпатлевка, наименее подверженная усадке: наполнитель в виде алюминиевой пудры неспособен напитать большое количество растворителя.

Облегченная шпатлевка Leicht на 30% легче обычных шпатлевочных масс. Исходя из этого, может быть рекомендована для работ на тех элементах, где объем работ высок, и увеличение веса детали может быть ощутимым. Достаточно крупное зерно наполнителя представляет собой микрогранулы стекла, полые микро-шарики. Это и обеспечивает ее низкий удельный вес.

Full, наполнительная шпатлевочная масса. Основной продукт, применяемый в ремонте автомобильного транспорта. Среднезернистая, с прекрасными наполнительными свойствами. Применяется для выравнивания неглубоких вмятин и незначительных повреждений поверхности.

Универсальная шпатлевка Multi получила свое название из-за способности обеспечивать нормальную адгезию к разным типам поверхностей, включая алюминиевые, стальные, оцинкованные, гальванизированные. Мелкозернистая, может использоваться в качестве доводочной шпатлевки.

Шпатлевка Fein – доводочная. Мелкозернистая, обладает кремовой консистенцией. Благодаря этому не оставляет пор и рекомендуется для заполнения мелких дефектов поверхности: небольших царапин, шлифовальных рисок, пор. Является отделочной шпатлевкой при предварительном нанесении наполнительных: Glas, Full, Leicht.

Flex – шпатлевка с пластификатором. Применяется для работ по пластмассовым деталям, в основном – бамперам автомобилей. Обладает исключительной эластичностью и адгезией к пластиковым поверхностям.

Рекомендации по нанесению шпатлевочных масс.

  1. Тщательно вымешивайте шпатлевку с отвердителем. Плохо размешанный отвердитель, который не вступит в реакцию со смолой, обязательно проявится сквозь все слои покрытия и образует на покровной эмали рыжевато-красные пятна.
  2. В зависимости от окружающей температуры процент добавления отвердителя меняется от 1,5% при высоких температурах до 3% при низких. Чрезмерное добавление отвердителя приведет к тем же дефектам, что и в п.1.
  3. Емкость со шпатлевкой должна быть плотно закрыта, чтобы из нее не испарялся растворитель, иначе процесс сушки шпатлевки заметно ухудшится.
  4. При устранении больших дефектов лучше нанести несколько тонких слоев, чем один толстый. Толстый слой может оказаться недостаточно плотным, в нем может находиться большое количество пузырьков воздуха. При шлифовании они превратятся в кратеры, требующие заделки мелкозернистой шпатлевкой либо останутся внутри слоя и смогут вызвать дефекты покрытия позже.
  5. Между последовательно наносимыми слоями шпатлевки необходимо выдержать интервал времени от 30 минут до 1 часа. В течение этого времени слой шпатлевки еще будет оставаться способным принять последующий слой без предварительного шлифования.
  6. Шпатлевку Alu следует вымешивать особенно тщательно: тяжелые частицы алюминия могут осесть в глубину слоя, а на поверхности останется несвязанная с отвердителем смола.
  7. Для крыши, капота, дверей и других элементов кузова, где отмечается вибрация, наиболее предпочтительной является шпатлевка Alu.
  8. Шпатлевка Glas, наоборот, должна использоваться на тех элементах кузова, где вибрация отсутствует (например, пороги). В противном случае толщина ее слоя и неэластичность структуры могут вызвать дефекты ремонтированной поверхности.
  9. Если с момента нанесения шпатлевки Glas пройдет более 12 часов, то шлифовать ее станет намного сложнее. Вызвано это тем, что в ее состав входит только стекловолокно, и нет ни одного наполнителя, облегчающего шлифование. Вывод: к шлифованию этой шпатлевки лучше приступать в тот же день.
  10. При использовании крупнозернистых шпатлевок (Glas, Full, Leicht) желательно в качестве последнего слоя нанести мелкозернистую (например, Fein). Это не только обеспечит более высокое качество получаемого покрытия, но и уменьшит расход грунта-порозаполнителя, сократит время его сушки и общие затраты на ремонт.
  11. Общая толщина слоя шпатлевки, нанесенной на кузов автомобиля, может составлять:

для Fein и Flex – до 2 мм;
для Alu – до 10 мм;
для Full, Leicht, Multi и Glas – до 20 мм.

Подводя итог этой главе, отметим еще раз всю последовательность описанных выше операций.

  • обезжиривание поверхности;
  • шлифование;
  • обдув и обезжиривание поверхности;
  • нанесение слоя антикоррозийного грунта;
  • шпатлевание;
  • межслойное шлифование и обдув (при необходимости);
  • шпатлевание.

Причины характерных отклонений шпатлевки от нормы, возможные дефекты при работе и методы их устранения

Отклонение, дефект

Возможные причины

Методы устранения

Шпатлевка сильно загустела, трудно наносится

  • Истек гарантийный срок хранения.
  • Частичное испарение летучего компонента шпатлевки из-за хранения в открытой или неплотно закрытой таре.
  • Длительное хранение при температурах выше 25°С.
  • Слишком низкая температура шпатлевки после хранения на холоде.
  • В загустевшую шпатлевку добавить свежую до консистенции, приемлемой для нанесения шпателем. Разбавить небольшим количеством растворителя.
  • Использовать уменьшенное количество отвердителя.
  • Подогреть шпатлевку до комнатной температуры.

Частичное или полное отверждение шпатлевки в упаковке после вскрытия и частичного использования

  • Использование грязного инструмента. Отвердитель попал в тару к шпатлевке.
  • Частичное испарение летучего компонента шпатлевки из-за хранения в открытой или неплотно закрытой таре.
  • Длительное хранение при температуре выше 25°С.
  • Истек гарантийный срок хранения.
  • При полном отверждении исправить невозможно.
  • При частичном отверждении удалить отвердевшую часть, а оставшуюся можно использовать по назначению.
  • Если замечено попадание отвердителя или посторонних включений в банку со шпатлевкой, то необходимо сразу же удалить их чистым инструментом вместе с прилегающим слоем шпатлевки.

Частичное или полное отверждение шпатлевки в упаковке при не использовании

  • Истек гарантийный срок хранения.
  • Нарушены условия хранения: длительное хранение при температурах выше 25°С.
  • При полном отверждении шпатлевка не пригодна для использования.
  • Исправление невозможно.
  • При частичном отверждении удалить отвердевшую часть, а оставшуюся можно использовать по назначению.

Медленное отверждение шпатлевки

  • Низкая температура окружающей среды (ниже 18°С).
  • Добавлено малое количество отвердителя.
  • Применить местный нагрев.
  • Правильно дозировать отвердитель.

Шпатлевка не отверждается

  • Истек гарантийный срок хранения.
  • Отвердитель потерял активность из-за длительного хранения в тепле или под солнечными лучами.
  • Удалить неотвержденный слой шпатлевки. Нанести повторно шпатлевку, использовав качественный отвердитель.

Шпатлевка забивает абразивную бумагу на начальном этапе шлифования. Поверхностный слой шпатлевки после отверждения «подлипает»

  • Не закончился процесс отверждения внешнего слоя шпатлевки из-за низкой температуры окружающей среды.
  • Шлифование начато преждевременно.
  • Использовано недостаточное количество отвердителя.
  • Правильно выдерживать технологический режим отверждения.
  • Использовать местный подогрев.

Шпатлевка слишком быстро отверждается.

  • Высокая температура окружающей среды (выше 25°С).
  • Работы проводятся под прямыми солнечными лучами.
  • Использовано избыточное количество отвердителя.
  • Работы проводить при 18-25°С.
  • Исключить прямое попадание солнечных лучей.
  • Уменьшить дозировку отвердителя.

Неравномерное отверждение шпатлевки

  • Плохое смешивание с отвердителем
  • Тщательно смешивать отвердитель со шпатлевкой: перемешивать до равномерного окрашивания массы цветным отвердителем.

Шпатлевка отслаивается от поверхности металла или грунта.

Шпатлевка отслаивается вместе с грунтовкой.

  • Поверхность плохо очищена и обезжирена.
  • Рано начата термообработка.
  • Поверхность обработана шлифовальной бумагой не соответствующей градации.
  • Шпатлевка нанесена слишком толстым слоем.
  • Недостаточно высушен слой грунта под шпатлевкой.
  • Удалить отслоившуюся шпатлевку и повторить подготовку поверхности.
  • Повторить шпатлевание, соблюдая технологию.

Раковины на поверхности шпатлевки после отверждения

  • В шпатлевку занесены крупные пузыри воздуха при нанесении слишком толстым слоем за один прием.
  • Использован большой избыток отвердителя при высокой температуре окружающей среды.
  • Зашлифовать грубые дефекты и нанести по ним тонкий слой шпатлевки. При дальнейшем нанесении работы проводить в соответствии с технологией.

Растрескивание шпатлевки после отверждения

  • Шпатлевка нанесена слишком толстым слоем.
  • Воздействие знакопеременных температур на толстый слой шпатлевки.
  • Нарушен режим термообработки шпатлевки.
  • Плохо отрихтована поверхность.
  • Снять растрескавшийся слой и повторить шпатлевание несколькими тонкими слоями с промежуточным отверждением каждого слоя.
  • Сошлифовать трещину и выполнить повторное шпатлевание.
  • Удалить треснувший участок и нанести шпатлевку без нарушения технологического процесса.
  • Отрихтовать заново или выполнить многослойное шпатлевание

Шпатлевка крошится в краевой зоне при шлифовании, отходит от поверхности

  • Недостаточно выдержано время отверждения.
  • Плохо подготовлена и обезжирена поверхность.
  • Недостаточное количество отвердителя.
  • Шлифовать только после полного отверждения. Ускорить отверждение при помощи местного подогрева, соответственно, уменьшив количество отвердителя.
  • Соблюдать технологический процесс подготовки и нанесения шпатлевки.