Все о беспокрасочном удалении вмятин

Кузова автомобилей становятся все более и более привлекательными, однако и более сложными с точки зрения восстановления их первоначальной формы и в случае непредвиденных обстоятельств в виде дорожно-транспортных происшествий или просто столкновений со столбиками, бордюрами и прочими предметами, лежащими и стоящими не в нужном месте и не в нужное время предметами, требуют нашего внимания...

Тут необходимо различать степень повреждений, если повреждение у машины серьезное, то поможет только нормальный, традиционный, так сказать, ремонт. Однако если на авто имеется просто небольшая (или даже пусть большая) вмятина от неострого предмета и краска в этом месте не повреждена, то на ремонте можно хорошо сэкономить- с помощью Paintless Dent Repair (PDR) или технологии удаления вмятин без покраски.

Беспокрасочное удаление вмятин

Эта популярная в 2000-х годах технология была придумана еще в 1932-м году специалистами всемирно известного Мерседеса. Однако тогда она как-то не прижилась, хотя в Америку каким-то образом просочилась. А уж американцы, как известно, народ предприимчивый, они быстро уловили гениальность такого ремонта и взяли его на вооружение. Мало-помалу технология распространилась по миру и теперь заняла свою нишу на рынке авторемонта.

Преимущества технологии PDR

Технология беспокрасочного удаления вмятин имеет множество преимуществ:

  • Быстрота удаления вмятин на Вашем автомобиле. Нет необходимости в долгом ожидании автомобиля из ремонта (если Вы попросите сделать покраску побыстрее, то в дальнейшем это может сказаться на качестве самой покраски). В такой ситуации спешка ни к чему. Процесс подготовки к покраске занимает немало времени, в основном из-за того, что материалу необходимо хорошо просохнуть. Если Вы проигнорируете это, то через некоторое время, результат может быть весьма плачевным. В среднем ремонт без покраски длится полчаса – час. В особенно сложных ситуациях, если на автомобиле имеется много вмятин, то рихтовка может затянуться максимум на один рабочий день.
  • Стоимость беспокрасочного удаления вмятин гораздо ниже стоимости покраски автомобиля. Ведь цена покраски состоит из работы маляра, затрат на покрасочный материал, и зачастую, стоимости услуг рихтовщика. Со временем краска начнет отличаться по цвету, а шпаклевка под ней проседать. В основном, это становится заметным после расчета за выполненную работу. Чем больший период времени прошел после покраски, тем хуже вид имеет автомобиль. Со временем может измениться форма металла в местах рихтовки, так как при рихтовке мастер в основном не работает с памятью металла, а всего лишь придает необходимую форму детали. Это выражается деформацией кузова в виде волн.

Технология.

Первый этап – воздействие специальными крючками на вмятину изнутри:

Беспокрасочное удаление вмятин

Через технологические отверстия, которые предусмотрены заводом-производителем машин или путем снятия обшивки салона, мастер заводит крючок (при этом насадка подбирается исходя из характера вмятины). Большой ассортимент крючков, имеющийся в нашем автосервисе, позволяет мастеру заводить их даже в самые труднодоступные места и при помощи плавных нажатий довести геометрию кузова до ее изначального заводского состояния. Для того, чтобы было видно даже самые малозаметные дефекты, мастер проводит ремонт вмятины под специальной лампой.

Второй этап – воздействие клеевым способом на вмятину снаружи:

беспокрасочное удаление вмятин беспокрасочное удаление вмятин


На данном этапе специалист сначала осаживает края вмятины керном. Далее мастер проводит разметку на вмятине автомобиля специальным маркером и приклеивает на клеевой состав пистоны в центр самой вмятины. После чего происходит вытягивание основной площади вмятины при помощи минилифтера или обратного молотка. Благодаря специальному составу пистоны легко отклеиваются и не оставляют после себя никаких следов.

Далее после этих двух этапов, мастер приступает к самой кропотливой работе – с помощью керна доводит металл до идеального состояния. Для устранения малейших следов вмятины специалист точечно и методично обстукивает керном малозаметные дефекты, оставшиеся после первых двух этапов процедуры устранения вмятин.

Металл имеет свою первоначальную молекулярную память и при правильном соблюдении всех технологических требований вмятина исчезает, при этом лакокрасочное покрытие не повреждается. Ремонт вмятин при помощи технологии PDR не требует расходных материалов, нуждается в минимальном количестве времени и стоит значительно дешевле традиционного ремонта. Для того, чтобы мастеру было хорошо видно дефекты на кузове автомобиля, используют специальные лампы для освещения.

Специалист может использовать, как небольшую лампу на вакуумной опоре (ее можно установить практически на любую деталь для более удобной работы мастера), так и большую стационарную на передвижной опоре (удобна для работы с большими повреждениями и повреждениями на крыше в том числе).

На вмятине лампа показывает искажение своего отображения в виде полос на дефекте. Это позволяет мастеру увидеть недостатки поверхности автомобиля и при помощи специального инструмента придать детали первоначальное положение, удаляя при этом вмятину в короткие сроки и без повреждения лакокрасочного покрытия. Далее мастер использует лампу для окончательного осмотра места дефекта, чтобы окончательно удостовериться в отсутствии каких-либо погрешностей в ремонте вмятины с разных сторон под разными углами.

Как выбирать инструмент?

Выбор инструмента для БУВ - не менее хлопотное дело, чем обучение самой технологии. Основная проблема - цена. Если набор ключей ассоциируется с суммой в 100-200 долларов, то стоимость PDR-комплектов переходит границы воображения и вызывает злость от кажущейся необоснованности таких цифр.
Пытаясь решить проблему выбора оборудования самостоятельно, максимально приблизив стоимость покупки к «приемлемой» (в нашем понимании), мы обманываем сами себя или помогаем это сделать другим. Шансы купить «куклу» очень велики («кукла» - набор инструмента, внешне копирующий профессиональный комплект PDR, но обладающий лишь 10-15% его рабочих свойств). Отзывы специалистов - первое, на что нужно обратить внимание. Хороший инструмент можно познать только в работе!

Беспокрасочное удаление вмятин Беспокрасочное удаление вмятин

Материал
Инструмент для БУВ бывает ржавеющий, хромированный и нержавеющий. Ржавеющий имеет хорошие рабочие характеристики и на 30% дешевле, чем «нержавейка». Он должен быть постоянно в работе (т.е. отполирован руками). В противном случае, пролежав на полке полгода, может превратиться в груду металлолома. Ржавеющий инструмент становится неликвидным, поэтому сразу приготовьтесь к тому, что вы его последний хозяин. Если собираетесь применять инструмент только в помощь рихтовщику - «ржавейки» достаточно. Но в помощь маляру нужен как минимум хромированный или анодированный инструмент. Профессиональная работа с классом элитных и новых автомобилей - однозначно нержавеющая сталь. По причине «маркости» ржавеющего инструмента придется отказаться от многих дорогих автомобилей и чистоплотных клиентов.

Качество
Технологии, применяемые при изготовлении PDR-инструмента, имеют прямое отношение к его рабочим характеристикам. В одном комплекте может присутствовать до 8 марок сталей.
Разные части инструмента должны обладать разными характеристиками. Окончания, стойкие к истиранию, могут быть кованые или просто каленые. Средняя часть может работать как на скручивание, так и на изгиб, в зависимости от требований к конкретному рычагу. Некоторый инструмент проходит термообработку для придания упругости на сжатие или растяжение. Весь инструмент для БУВ изготавливается вручную: индивидуально или по «шаблону». «Шаблонный» дешевле, но уступает «индивидуальному» по своим свойствам.

Жесткость
По своим упругим свойствам инструмент может быть жесткий и моделируемый. Жесткий возвращается после изгиба в первоначальное положение. К сожалению, он очень хрупкий при превышении допустимой нагрузки.
Моделируемый позволяет изменять свою форму не теряя при этом упругих свойств. Хотя в моделируемом инструменте они на порядок ниже, возможность подстраивать его «под себя» придавая нужную форму, дает ему неоспоримые преимущества в работе.

Комплекты
Универсальных комплектов БУВ не бывает. В процессе работы у каждого мастера появляются свои «любимые» инструменты, которые и ложатся в основу его представления об идеальном наборе.Несмотря на такую «индивидуальность», общие критерии выбора все-таки существуют. Комплекты, предлагаемые производителями PDR-инструмента, можно четко разделить на две категории: общие и специальные. Общие предназначены для выполнения большинства видов работ по БУВ. Они подобраны по принципу «максимум задач при минимальном количестве». Это именно те комплекты, с которых нужно начинать свою деятельность. Специальные - профессиональные комплекты узкого профиля, предназначенные для решения определенных задач (работа в дверных панелях, удаление градовых вмятин, работа под усилителями и т.п.)

Количество
Общие комплекты по количеству можно условно поделить на так называемые «пробники» и «профи». В «пробниках» модели инструмента, выполненные в правом и левом исполнении, как правило, представлены только в одном варианте. Это дает возможность мастеру попробовать большее количество в работе и при необходимости докупить недостающие.

Примерное количество инструмента в комплектах:
• «Пробники» - от 3 до 7 штук. Помогут испытать себя или поучиться самостоятельно. Для обучения этого вполне достаточно.
• «Старт» - около 10 штук. Хорошее подспорье маляру или рихтовщику в решении некоторых задач. Быстроокупаемый вариант.
• «Профи» - 20-30 штук. Вполне достаточный для начала предоставления услуг по беспокрасочному удалению вмятин.
• «Супер профи» - от 30 до 50 штук. Позволяет выполнять практически любые задачи по БУВ. Обязательно включают в себя несколько единиц специального инструмента.
Комплекты от 50 наименований и выше, как правило, дополнены целыми наборами специнструмента, которыми можно «нарастить» комплект до 100-150 штук.

Цены
Цены на комплекты инструментов БУВ зависят от качества и количества. За «пробник» придется выложить около 600 долларов, хороший комплект «профи» потянет минимум на 2-3 тысячи долларов (или евро, в зависимости от производителя). Стоимость хорошего профессионального рычага из нержавеющей стали производства США может обойтись от 80 до 150 долларов за штуку. Эта цена вполне оправдана. Такой инструмент будет служить вам долгие годы, он способен выдерживать длительные максимальные нагрузки, не меняя своих свойств и сохраняя при этом отличный товарный вид. Правильные изгибы, точно выдержанная упругость и твердость в каждой части рычага не превратит вашу работу в изнурительный труд. Такой инструмент позволит точно чувствовать нагрузки, передаваемые от захвата до рабочей части, что полезно отражается на качестве, скорости и комфорте при выполнении работ по БУВ.

Производители
Лидирующее место в мире по производству PDR-инструмента занимает Америка, за ней идут Германия и Австралия. К сожалению, на территории СНГ нет технической возможности проводить специальную термообработку и отсутствуют аналоги сталей, из которых изготавливают инструмент для БУВ, поэтому нам ничего не остается, как пользоваться уже проверенными продуктами «заморских» мастеров.
Если вы уже приняли решение о покупке инструмента для БУВ, то начните с качества. С ростом мастерства количество инструмента неизменно будет расти (докупаться). Любой «пробный» набор всегда можно дорастить до «супер профи» при условии, что «пробник» настоящий. Лишь в этом случае вас ожидает прогресс и удовлетворение от своей работы. Попытки изготовить инструмент самостоятельно или уложится в сумму менее 600 долларов чреваты разочарованием. Лучше сразу отказаться от бесполезной затеи: качество и мастерство не прощают обмана даже в мелочах. Беспокрасочное удаление вмятин - такой же серьезный бизнес, как и покраска автомобилей, а его успех не менее зависим от количества вложенных в него средств.

В заключение.

Несколько десятков минут работы профессионала – и от вмятины не остается и следа (в буквальном смысле слова). Для устранения больших единичных вмятин потребуется около одного часа, ну а если вмятин несколько (например, от сильного града), то это займет немного больше времени (на ремонт авто после града обычно требуется 1 – 5 дней).

В большинстве случаев вмятины восстанавливаются на 100%. Поврежденный элемент кузова автомобиля полностью принимает изначальную форму. Даже если хорошо присматриваться, невозможно обнаружить бывших признаков дефекта. Вмятины, которые еще недавно так бросались в глаза и раздражали, исчезают с кузова автомобиля прямо на глазах.

Беспокрасочное удаление вмятин имеет смысл только тогда, когда не повреждено лакокрасочное покрытие. В случае если металл очень сильно деформирован, технология PDR может не подойти, так как площадь металла увеличилась и после выравнивания вмятины некуда деть лишний металл. Не подходит технология по беспокрасочному удалению вмятин и для машин, у которых низкое качество исходного лакокрасочного покрытия. Не подходят для такого ремонта иномарки старше 15 лет, некоторые марки и модели отечественных автомобилей, машины, которым был сделан недостаточно качественный кузовной ремонт.