Выбор покрасочной камеры

Первое и одно из самых важных: остановите свой выбор на камере с двойной системой вентиляции. Другими словами, камера должна быть оснащена и подающим, и вытяжным вентиляторами. Впрочем, теоретически отсутствие вытяжного вентилятора может быть оправдано: подаваемый в камеру воздух, создав в ней избыточное давление, сам удаляется наружу через напольные фильтра. Однако на практике, при постепенном засорении напольных фильтров, и давление в камере возрастает. Учитывая то, как «внимательно» наши специалисты следят за состоянием системы фильтров, иногда давление внутри камеры достигает просто «неприличных» размеров. И тогда могут самопроизвольно открыться двери или ворота камеры (по всем законам подлости это происходит в самый ответственный момент окраски), плохо удаляется окрасочный туман, начинаются завихрения воздуха… Ну а об ощущениях работающего внутри такой «барокамеры» персонала лучше спросить у тех, кто это испытал на себе – можно услышать много интересного.

Исходя из описанных проблем, многие камеры, не оснащенные вытяжным вентилятором, оборудуются напольными решетками по всей ширине рабочего пространства. Это несколько снижает сопротивление удаляемому воздуху, но привносит свои «но». Любой работающий в такой камере подтвердит, как неудобно постоянно находиться на решетках: к чисто физическим ощущениям подошв добавляются и другие проблемы. Так, упавшую пыль и песок или оброненный мелкий предмет легче удалить или поднять с плиточного пола камеры, чем выковыривать из решеток. Скопившиеся в решетках мелкие частицы в цикле рециркуляции попадают на потолочные фильтра, что сокращает срок их службы. Окрасочный туман может устремляться на ноги маляра, а не в узкий вытяжной канал, размещенный под окрашиваемым автомобилем.

Вообще, будущему владельцу окрасочной камеры просто необходимо пообщаться с теми, кто работал на таком оборудовании. Иначе кто ему объяснит, что в камере, помимо верхнего ряда освещения, должен быть еще и нижний. В противном случае при окраске порогов или низа дверей освещенности может быть недостаточно (это особенно касается при случаев окраски черного автомобиля, который поглощает до 30% света).

Кто, кроме квалифицированного мастера, поработавшего в почти стерильных условиях ОСК, сможет доказать важность использования «фирменных» фильтрующих материалов и описать проблемы, которые подстерегают желающих на них сэкономить.

А такой важный вопрос как удобство работы и обслуживания камеры? В условиях постсоветских реалий рекомендуемым становится использование в системах управления камерами не дорогостоящих микропроцессоров, а значительно более ремонтопригодных электрических реле. В любом случае, все управление камерой сводится к механическому нажатию 2-3 кнопок, а стоимость ремонта и обслуживания дорогостоящих «мозгов» значительно выше.

Еще один, быть может – самый важный вопрос – система безопасности работы камеры. Хорошо оснащенное оборудование подобного типа должно включать:

  • датчик температуры и термостат подаваемого в камеру воздуха;

Электрическая цепь питания камеры должна размыкаться при превышении установленной температуры подаваемого в камеру воздуха. Такая ситуация может возникнуть в случае попадания открытого огня в систему вентиляции, вызванного пожаром или аварией системы подогрева воздуха.

  • электроклапан сжатого воздуха;

Окрасочный туман в камере и высокая температура в цикле сушки – это взрывоопасное сочетание. Для его исключения в цикле сушки должна быть блокирована подача сжатого воздуха к краскораспылителям.

  • пожаро- и взрывобезопасное исполнение электродвигателей;

Возможное искрение щеток электродвигателей – источник серьезных неприятностей на окрасочном участке СТО. Кроме того, некоторые производители ОСК устанавливают двигатели на ось вентиляторов и размещают их в воздуховодах. Если же в системе вытяжки появляются частички окрасочного тумана (нарушение герметичности напольных фильтров – явление при работе нередкое), или просто пыль (еще более частое явление), то уберечься от неприятностей становится сложно.

Экономичность. Показатель, отвечающий за время возврата ваших инвестиции. Для его обеспечения камера, во-первых, должна быть оснащена системой рециркуляции. Эта система в цикле сушки направляет до 90% подогретого воздуха обратно в камеру. Это означает, что даже в лютый мороз добиться 60С внутри камеры не представляет никакого труда. Причем сделано это будет с минимумом затрат на топливо. Впрочем, эти затраты можно было бы еще сократить, доведя объем рециркулирующего воздуха до 100%. Но в этом случае получится, что мы подогреваем пары растворителей (в процессе сушки лакокрасочных покрытий в воздухе камеры они составляют огромный процент), что крайне небезопасно.

На что еще стоит обратить внимание – это то, какие цифры приведены в технической литературе на камеру – указана там тепловая мощность сжигателя или мощность теплообмена. В первом случае эти цифры ни о чем не говорят: практически на всех популярных марках камер устанавливаются примерно одинаковые сжигатели итальянской фирмы Riello, и их тепловая мощность влияет лишь на расход топлива во многих случаях одинакова. Второй показатель гораздо более важный, он учитывает коэффициент передачи тепла от сжигаемого топлива в подогреваемый воздух. Другими словами, он характеризует качество установленного на камере теплообменника. Иногда, для уменьшения общей стоимости камеры, на них устанавливаются дешевые теплообменники, имеющие низкий КПД. Это значит, что для достижения той же рабочей температуры расход топлива будет существенно выше.

Важны даже размеры рабочего пространства камеры. При высоте от 2,80 м в ней могут быть окрашены, помимо, разумеется, легковых автомобилей, практически все виды внедорожников и коммерческих фургонов. При меньшей – некоторым из них в окраске придется отказать. А это – недополученная прибыль. Кому охота терять свои деньги?

И еще о потерях. При выборе поставщика такого серьезного оборудования следует обратить внимание на возможность предоставления последним гарантийного и послегарантийного обслуживания.